В оккупированном Крыму ФСБ показательно задержала подростков якобы последователей керченского стрелка

ФСБ РФ заявила о предотвращении террористических актов в оккупированном Крыму. В кадры официальной съемки попали рюкзаки 15-летнего Данилы Аниченко и 16-летнего Артёма Шенгелии с показательными «наборами бомбистов».

По версии следствия, девятиклассник школы № 15 в Керчи Данила Аниченко и учащийся Керченского морского технического колледжа Артём Шенгелия готовились взорвать свои образовательные учреждения. Они якобы «разработали планы вооруженных нападений, приискали интернет-инструкции по изготовлению самодельных взрывных устройств, а также схемы зданий».

«Наряду с подготовкой терактов подростки администрировали в соцсетях и мессенджерах т.н. группы «смерти», в которых велось склонение пользователей к совершению аналогичных преступлений», — сообщает Следственный комитет.

ФСБ называет юношей сторонниками экстремистской идеологии, последователями 18-летнего Владислава Рослякова, причастного к убийству двадцати человек в Керченском политехническом колледже в октябре 2018 года. Увлечённый националистическими идеями, студент прошёл курс по обращению с оружием, приобрел ружьё, патроны, взорвал столовую колледжа, расстрелял однокашников и учителей и покончил с собой.

Как выяснили M.News, Данила Аниченко и Артем Шенгелия — соседи. Их дома на Украинской улице смотрят друг на друга. Это старый район Керчи с малоэтажной застройкой. Зажиточные особняки здесь почти не попадаются.

С обысками в дома Аниченко и Шенгелии пришли рано утром 18 февраля. У подростков изъяли однотипные рюкзаки с однотипными наборами — скруткой проводов, неизвестными веществами, тубами от дымовых шашек, поражающими элементами. По версии следствия, Аниченко и Шенгелия купили наборы через интернет.

Серьёзность намерений парней вряд ли оспорима, но их опыт обращения с взрывчаткой вызывает сомнения. ФСБ официально заявляет:

«Испытания «пробных» взрывных устройств проводились на домашних животных».

Данил Аниченко эту информацию не подтверждает.

«Котов убивали. Одного подожгли растворителем, второго в стенку кинули, третьему по голове дали», — говорит он на камеру, вспоминая зоопыты. Планам устроить теракт посвящена только одна фраза Данилы: «Хотели школу взорвать».

ФСБ назвала Аниченко и Шенгелию «социально неадаптированными подростками, имеющими выраженные или скрытые психические заболевания, а также состоящими в конфликтных отношениях со сверстниками, преподавателями, членами семьи».

Данилу Аниченко друзья, с которыми издание «M.News» удалось пообщаться, характеризуют как «доброго и общительного».

— Он очень хороший человек, — говорит знающая его с детства Екатерина. — Пишут, что он якобы хвастал желанием взорвать школу. Ничего подобного мы не слышали, никогда не замечали за ним «бомбических» странностей».

Отношения в семье, признают друзья, действительно нельзя назвать идеальными. По их словам, Данила жил отстранённо от родителей и 22-летнего брата и «занимался своей жизнью».

В доме Аниченко постоянно не хватало денег. Ресурсоснабжающие организации «ЖилсервисКерчь» и «Крымгазсети» в прошлом году подали иски к семье о взыскании платы за жилплощадь, коммунальные платежи, тепло, газ и электроэнергию.

Воспитанием Данилы, как рассказали M.News его знакомые, преимущественно занималась бабушка Надежда Николаевна. Отец, 44-летний Игорь Аниченко, вкус к оружию воспитал собственным опытом. В 2017 году ему вынесли обвинительный приговор за незаконный оборот оружия, но оставили на свободе. Условный срок не пошёл Аниченко-старшему впрок. В феврале 2019 года его остановили полицейские за рулём автомобиля. Тот находился в наркотическом опьянении, в кармане у него нашли наркотик. Аниченко сказал, что нашел пакет с на пустыре, но признался, что сидит на игле около полугода. Его оштрафовали на 38 тысяч рублей, на полтора года отобрали права и обязали пройти медицинскую и социальную реабилитацию в психоневрологическом диспансере.

Часть собеседников M.News уверена, что самостоятельно Аниченко или в паре с Шенгелией приобрести компоненты взрывных устройств не могли.

— По сути, Данила еще ребенок, — уверяет сосед по Украинской улице. — Кто-то поработал с детьми и что-то им внушил, промыл мозги.

В ФСБ признали, что Данила находился в группе риска. В ноябре 2018 года школьник оставлял в социальных сетях одобрительные комментарии о Рослякове, с ним по этому поводу проводились профилактические беседы. «Несмотря на это, в дальнейшем он вступил в интернет-сообщество неонацистов, одним из участников которого ранее являлся Росляков», — уточняют в ФСБ.

По данным M.News, Аниченко увлекся радикальными идеями ещё до «керченского стрелка». Его поглотили так называемые «группы смерти», популярность которым дал Филипп Будейкин. Он создавал сообщества «синий кит», предлагая подросткам виртуальные игры, как правило, по ночам и ранним утрам, насыщая задания суицидальными намёками. Некоторые не выдерживали. Будейкин использовал ник «Филипп Лис». Аниченко в 2017 году открыл страницу «Данил Лис». В настоящее время она заморожена за нарушение правил соцсети «ВКонтакте».

Профилактическая работа с подростками, попавшими под влияние экстремистской идеологии, считается основной задача ФСБ по части безопасности учебных заведений. С 2018 года чекисты выявили 150 крупных молодёжных экстремистских интернет-сообществ численностью около 50 000 пользователей.

По одной из версий, сотрудники спецслужб, отвечающие за мониторинг соцсетей, знали об участии Аниченко и Шенгелии в интернет-сообществах, ориентированных на подростков и пропагандирующих идеологию убийств. Это может означать, что чекисты доводили мальчишек до нужной степени «готовности» — когда те созреют до покупки взрывных устройств. Эту версию могла бы проверить Генеральная прокуратура, но в ведомстве сообщили о намерении проверить только органы соцопеки.

Артём Шенгелия, в противоположность Даниле, считался «домашним мальчиком». Он рос в патриархальной семье. Его отец — 48-летний уроженец Абхазии Могели Шенгелия.

— Незадолго до задержания Артем выкрасил волосы в желтый цвет, и его отцу это не очень понравилось, — рассказали MNews знакомые семьи.

Артёма характеризуют как «веселого и странного» парня.

— Как и все подростки, он искал способы самовыражения, хотел нравиться девочкам, — говорит его подруга Анна. — Он довольно субтилен и низок ростом, но мы не замечали, чтобы он комплексовал по этому поводу.

О реалистичности теракта друзья Шенгелии высказываются осторожно. Скорее, не верят в то, что он мог пойти на это.

— Артём точно не лидер в этой паре. Нам даже трудно представить, что он занимался живодерством, — высказываются его знакомые.

Cтраницу Шенгелии в социальной сети «ВКонтакте» украшает слоган «Уйду с мыслями». Его друзья по интернет-общению и однокашники, с которыми удалось пообщаться M.News, не припомнят, чтобы Артём хоть раз упоминал Рослякова.

Уголовное дело возбудили по статье 205 УК «Приготовление к теракту». Предотвращенные преступления засчитываются силовым ведомствам в положительную статистику, и чем тяжелее статья, тем лучше.

Иной подход к преступлениям, уже совершенным. По этой причине поступки с очевидными признаками террора квалифицируются по-другому. Керченский стрелок Росляков признан «всего лишь» убийцей. Нападение на ФСБ в декабре 2019 года осталось всего лишь посягательством на жизнь сотрудников правоохранительных органов. И совсем другое дело – преступление предотвращённое: тут смело можно говорить о теракте.

Аниченко и Шенгелия задержаны. Керченский городской суд ждет от следствия ходатайства о заключении подростков под стражу.

Автор — Евгений Сахаров, специально для M.News World

Источник

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!