План Путина: почему Россия хочет в Африку

В среду российский Сочи принимал первый в истории саммит Россия — Африка. На нем заявлено присутствие глав государств и правительств из 43 африканских стран, еще 11 стран должны быть представлены на уровне министров и послов. Историческую значимость саммита, по крайней мере, с российской стороны, подчеркнули и еще подчеркнут не раз: событие должно объявить миру, что спустя 30 лет Россия хочет вернуться в Африку. Почему России снова стал важен этот континет и чем это может обернуться?

Снова подружиться

На глазах советских людей африканские страны получили независимость, поэтому для поколений, живших в СССР, дружба с Африкой — это естественно. Хотя, надо сказать, на всех кухнях страны любили порассуждать, за чей счет вся эта дружба. В том числе по этой причине в 90-е Россия, закопавшись в собственных проблемах, фактически ушла с континента. 

Спустя 30 лет в Москве сильно сожалеют об уровне, на котором оказались отношения с Африкой. Ежегодный товарооборот со всем континентом хоть и растет, но оценивается по-прежнему в незначительные $20 млрд. Причем без малого $8 млрд в этой сумме пришлись на один лишь Египет, посетовал на открытии саммита в Сочи Владимир Путин. Для сравнения: товарооборот африканских стран с США превышает $50 млрд в год, с ЕС — $300 млрд, а с Китаем дорос до $150 млрд. Товарооборот с Африкой у России в два раза меньше, чем со странами Северной и Южной Америки, и в 15 раз меньше, чем со странами Евросоюза. И это при том, что на обоих этих направлениях уже пять лет действует фактор взаимных санкций. 

«Мы рассчитываем, что эти события станут важной вехой для развития всего комплекса российско-африканских связей и будут формировать дальнейшие направления нашего партнерства с этим важным континентом», — заявил в июле глава российского МИД Сергей Лавров, когда во время встречи со своим коллегой из Кот-д’ Ивуара анонсировал октябрьский саммит в Сочи. 

Самый быстрорастущий рынок

В Египте, вблизи Суэцкого канала, сейчас создается российская промышленная зона. Под нее выделяется больше 500 гектаров территории, а местные власти готовы предоставить резидентам всяческие льготы и преференции. Зона рассматривается Россией как точка входа не только в Северную Африку, где у России и так относительно неплохи дела, но и далее, на юг, а также несколько в сторону — на Ближний Восток.

Новая российская экспансия довольно прагматичная. В ее основе — быть может, неожиданный для многих россиян, посыл, что Африка — это регион с деньгами. «По оценкам экспертов, к 2050 году ВВП африканских государств достигнет 29 триллионов долларов», — сказал на открытии саммита Владимир Путин. Возможно, многие удивятся и тому, что около десяти лет — с 2001 по 2012 год —  экономика сразу девяти государств Африки южнее Сахары росла темпами, превышающими 7% в год. Пока весь мир боролся с самым серьезным финансово-экономическим кризисом со времен Великой депрессии, среднегодовой прирост, например в Эфиопии, достиг 8%, в Нигерии — 9%, Сьерра-Леоне — 10%. В Анголе рост разогнался до 12% в год, а в Экваториальной Гвинее — до 20%!

За этим следует понимание, что денег в Африке будет все больше. Дело не только в десятках миллиардов инвестиций из Европы, Китая и других стран, которые оценили потенциал континента. Пройдет еще 10-20 лет, и на его долю будет приходиться львиный прирост мирового среднего класса, считает профессор Леонид Фитуни, заместитель директора Института Африки РАН. Иными словами, на мировой рынок выйдет еще один миллиард покупателей, благодаря чему сама Африка станет самым быстрорастущим рынком, на который стоит нацеливаться уже сейчас.

Кроме того, Африка — это мощный ресурсный центр, на который приходится треть открытых на сегодня запасов минеральных ископаемых в мире. В том числе тех, которые имеют стратегическое, если не сказать критическое, значение и уже исчерпаны или почти исчерпаны в других регионах, включая Россию. Начиная с 2030-х годов Африка будет главным поставщиком ресурсов, без которых станет сложным дальнейшее развитие технологий, средств производства и вооружений. Впрочем, еще долго будут представлять интерес и залежи более доступных ресурсов, включая углеводороды. Перед саммитом в Сочи глава Минприроды РФ Дмитрий Кобылкин «прозрачно» напомнил, что в ряде африканских стран и в наши дни добыча полезных ископаемых ведется на месторождениях, открытых в сотрудничестве с советскими геологами. 

Аддис-Абеба — столица Эфиопии. Наши дни

Что хочет получить и может предложить Россия?

В экономической сфере Россия стремится занять и расширить традиционные для себя ниши. Приоритеты расставлены в докладе «Россия — Африка: общий взгляд в 2030 год», который приурочен к сочинскому саммиту. Это экспорт продукции сельскохозяйственного машиностроения (трактора, комбайны, сеялки), автомобилей, минерально-химических удобрений, а также зерновых. За последние годы Африка стала одним из основных экспортеров российской пшеницы, и этот успех Россия хочет развивать. 

Еще одно направление, по которому у России получается конкурировать с другими странами, — это поставка вооружений. На эту сферу сейчас приходится больше 10% взаимного оборота. Ожидается, что прямо на саммите в Сочи будут заключены новые соглашения в военной сфере. Кроме того, Объединенная авиастроительная корпорация попробует продать африканцам как военную, так и гражданскую продукцию. Речь о новых разработках отечественного авиапрома, где пока дела идут не слишком удачно. Традиционными экспортными отраслями, которые Россия будет продвигать в Африке, остаются космические и ядерные технологии, а также образование в российских вузах.

Кроме того, Россия хочет строить жилье в Африке. Глава Минстроя РФ Владимир Якушев рассказал «Российской газете», что отечественный бизнес, накопивший опыт работы с разными потребительскими сегментами, готов и сам строить в Африке, и предлагать странам региона наработанные строительные технологии и проектные решения. 

На открытии саммита Путин напомнил, что Россия — это часть Евразийского экономического союза. И пообещал содействовать работе по сближению торговых режимов, действующих в рамках Африканской зоны свободной торговли и общего рынка Евразийского экономического союза. Иными словами, Путин посулил африканским производителям облегченный доступ на рынки нескольких стран бывшего СССР.

Что касается политики, то эксперты говорят об «африканском ресурсе» в ООН, который может попытаться освоить Россия. В Африканский союз входит больше 50 стран — то есть более четверти всех государств, представленных в ООН. И Россия, кстати, призывает дать им больше прав в организации. Перезапуском отношений с Африкой Москва, безусловно, рассчитывает пополнить ряды своих сторонников на внешнеполитической арене.

Колониализм XXI века

Эксперты далеки от иллюзий: спустя полвека после обретения независимости Африка снова становится объектом притязаний со стороны мировых держав и центров экономической силы. Их конкуренция на континенте будет только нарастать. В начале нового тысячелетия Африка с ее топливными, минеральными и людскими ресурсами станет главным призом глобального геополитического соперничества, убежден профессор Фитуни.

Без энтузиазма на наше возвращение в Африку будут смотреть прежде всего в Европе и в США. Тем более что Россия сама удачно подставляется под огонь критики. На Западе отлично осведомлены о российском присутствии в регионе, которое уже несколько лет осуществляется через частные военные компании и консалтинговые структуры, связанные с небезызвестным Евгением Пригожиным. Это присутствие не признается официальной Москвой, хотя его становится все труднее скрыть уже хотя бы в силу масштабов (охватывает не менее 10 стран). Запад считает это игрой под столом, которой Москва дополнительно дестабилизирует обстановку на и так непростом континенте.

(Кстати, было бы интересно увидеть Пригожина на саммите в Сочи, ведь, помимо прочего, это как нельзя лучше опровергло бы слухи о его смерти в недавней авиакатастрофе в Конго).

Но, нацелившись на Африку, России придется потеснить и партнеров по БРИКС, которые в деле экспансии в этот регион оставили РФ далеко позади. Пока о прямых противоречиях разговор не идет (есть мнение, что экономическое присутствие РФ в Африке расценивается как ничтожно малое). Наиболее сильный из новых игроков в Африке — Китай. Ему тоже нужны африканские ресурсы и тоже нужно продавать там свои товары и технологии, включая вооружения. Поэтому не исключено, что в большом портфеле российско-китайских договоренностей начнет мелькать и африканская папка.

Источник

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!