Активные мероприятия СССР в Ливане

Традиция вмешательства Российской империи в политику Ливана длится по меньшей мере с XVIII ст. По одним данным июне в 1772 г. в ходе русско-турецкой войны столица Ливана была захвачена россиянами. По другим — 29 сентября в 1773 г. русский десант под командованием капитан-лейтенанта Михаила Кожухова и премьер-майора Марко Войновича завоевал Бейрут. Россияне с переменным успехом удерживали город до заключения мирного договора с Османской империей в 1774 г., а полностью освободили столицу Ливана в 1777 г. после получения компенсации оккупационных расходов. СССР как государство-наследник Российской империи продолжал осуществлять свое влияние на политику в этой ближневосточной стране и не только военными методами.

На фото: по центру  – глава Прогрессивной социалистической партии Ливана Валид Джумблатт, справа – шпионивший на Советский Союз офицер шведской полиции Стиг Берглинг

Одной из иллюстраций на эту тему является деятельность советского шпиона из Швеции в Ливане. Стиг Берглинг служил в шведской полиции безопасности СЕПО, был завербован советский разведкой. В 1973 г. прибыл на Ближний Восток как наблюдатель от ООН, где по данным Radio Sweden зарабатывал большие деньги на контрабанде золота. Там он предложил военному атташе посольства Советского Союза в Бейруте офицеру ГРУ Александру Никифорову папку с секретной информацией. В ноябре он отправился в Стокгольм, чтобы получить материалы, а потом вернулся в Бейрут. 30 ноября того же года Берглинг продал скопированные документы за 3,5 тысячи долларов. Оценка Москвой шпионских данных была такая: “У нас уже была эта информация, просто наша немного устаревшая». Осужденный пожизненно за шпионаж в 1979 г., он сбежал из тюрьмы во время супружеского визита в 1987 г. и находился в разных странах до 1990 года.

После его побега правительство поручило верховному судье расследовать обстоятельства предоставленного свидания с женой Элизабет Сандберг в ее квартире. Скандал привел к отставке министра юстиции Стена Викбума. Сам Викбум отрицал, что побег шпиона стал причиной его ухода из правительства. Вслед за ним уволился генеральный директор управления Государственной службы исполнения наказаний Ульф Ларссон: «У меня не было выбора. Я не напомнил о катастрофических вариантах развития событий в служебной записке о побывках Берглинга».

Во время распада Советского Союза шпионскую пару было решено отправить в Ливан, где они выполняли задания ГРУ. Под именем британского инженера-агронома Рональда Эби швед служил консультантом по безопасности для Валида Джумблатта. В течение четырех лет (по версии британской газеты The Independent с 1988г., по другим версиям – с 1990 г.) председатель Прогрессивной социалистической партии Ливана помогал скрывать советского агента. Лидер ливанских друзов (прим. исламское религиозное сообщество) вспоминает эту историю так: «Генерал Исмаилов спросил, смог бы я приютить одного человека в Мухтаре (прим. семейное имение Джумблатта в районе Шуф Горного Ливана). Как я мог отказать? «Советы» предоставили нам сотни стипендий [для друзов], обучали тысячи военных Социалистической партии на своих базах и выделили нам оружие и боеприпасы на сумму эквивалентную 500 млн долларов между 1979 и 1980 гг. бесплатно». Позже ливанский социалист извинился перед Швецией, отметив, что советский агент – это предложение, от которого нельзя было отказаться. Джумблатт сказал, что ему показалась странной просьба советов скрыть у него одного из своих многочисленных шпионов, и что вскоре его подозрения подтвердились, так как Советская империя начала распадаться. Однако распад СССР не помешал Берглингу продолжать работу на КГБ.

Отдельную главу этой истории в документальной хронике «На КГБ работали и „Стар» и „Млад»» посвятил Николай Зенькович. Ссылаясь на шведскую газету «Экспрессен» автор утверждает, что в Ливане Берглинг занимался обучением боевиков террористической организации Ахмеда Джибриля, отделившейся от Организации освобождения Палестины. Он также инструктировал членов Организации Абу Нидаля (одна из опаснейших международных террористических организаций) и европейских леворадикальных организаций. Учения проходили в лагере долины Бекаа, на территории контролировавшейся Сирией.

Из-за болезни своей жены, тоски по детям и дому по одной версии, прекращения помощи от СССР через Сирию – по другой, чувства угрозы со стороны русских – по третьей, Берглинг добровольно вернулся в Швецию в 1994 г., где его опять арестовали. Шведская газета Dagens Nyheter сообщает, что он вылетел из Кипра, а ливанское издание Al Anbaa утверждает, что он покинул Ливан. Три года спустя, в связи с болезнью Паркинсона, заключенного выпустили. В 2015 г. медиа сообщили о смерти шпиона холодной войны, известного своим побегом. В статье политического еженедельника Прогрессивной социалистической партии от сентября того же года Джумблатт назвал Берглинга реликтом холодной войны, который нанес много вреда Швеции и ему.

В общем, агент продал Москве 15 тыс. военных документов и получил за свои услуги 68 тысяч шведских крон. Его шпионаж стоил Швеции 45 млн долларов на реорганизацию операций безопасности и подорвал доверие к власти страны. Хрестоматийная история шпиона обсуждается в медиа разных стран на разных языках до сих пор. А либеральная тюремная система Швеции, которая позволила предателю государства сбежать от наказания, стала притчей во языцех. Примечательно, что Ближний Восток во времена холодной войны служил Советскому Союзу базой для военных учений и убежищем для шпионов. В содействие операциям КГБ были вовлечены политические фигуры Ливана, которые представлены в парламенте страны и сейчас.

Татьяна Денисенко

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!