Влияние российских корпораций в Литве

Крупнейшие компании России зарабатывают около 1 трлн рублей. Аппетиты таких гигантов выходят далеко за пределы страны. На сегодняшний день они сотрудничают с десятками стран мира. Несмотря на то, что с 2014 года отношения России и Запада сильно обострились, компании продолжают работать как в открытую, так и под именем подставных компаний в обход наложенных санкций. К сожалению, Литва не стала исключением. Балтийская страна с самой жесткой антироссийской позицией остается невольным потребителем продукции российских гигантов. Предлагаю рассмотреть ТОП-5 самых крупных российских компаний, которые работают в Литве, и оценить их неоднозначное влияние на экономику страны.

1. Ростех  это государственная корпорация, что занимается производством технологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения и занимает шестое место среди крупнейших по выручке компаний России. Организации Ростеха поставляют продукцию на рынки более 70 стран мира. С сентября 2014 года Ростех находится под санкциями США.

Сергей Чемезов – генеральный директор госкорпорации Ростех с момента основания. В 80-х годах вместе с Владимиром Путиным работал в КГБ в Дрездене. С 1996 по 1999 работал под руководством Владимира Путина в Администрации Президента, с 2000 по 2007 – руководил Рособоронэкспортом. «Человек Путина» с 2014 года включен в санкционные списки ЕС и США.

В состав Ростеха входит российская компания, производитель грузовых автомобилей и дизельных двигателей — КамАЗ. В апреле 2009 года Ростеху официально перешло 37,8% акций КАМАЗа, годом позже эта доля была увеличена до 49,9%. Еще 23,54 % контролирует кипрская компания Avtoinvest Limited. Компания упоминается в документах Панамского архива. В 2016 году доля Avtoinvest переводилась в российскую юрисдикцию, где 30% компании принадлежит гендиректору КамАЗа Сергею Когогину, 50 % — зарегистрированной в Белизе «Пирсон холдинг лимитед», которую связывали с другом и деловым партнёром главы Ростеха Сергея Чемезова — Виталием Мащицким. Как видите, компания КамАЗ – это исключительно российская компания, контроль над которой осуществляется и открыто, и закрыто со стороны государственных чиновников России.

Впервые свой интерес к Литве российский автопром проявил в 2000 году, когда в литовском городке Рокишкис на территории завода по производству сельхозтехники ГАЗ запустил первую сборочную линию по производству легких коммерческих грузовиков — «Газелей» и «Валдаев». Названо оно было Rokiskio Autogamykla. В 2004 году, с вступлением Литвы в ЕС, предприятие автоматически оказалось в «общем рынке». И уже в 2011 году о своих европейских планах объявил КамАЗ. В начале июня 2013 года генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин посетил Вильнюс, где встретился с премьер-министром Андрюсом Кубилюсом. К концу года появилось сборочное предприятие, которое начало выпускать грузовики, соответствующие норме экологической безопасности «Евро-5» и предназначенные исключительно для Европы. С 2016 года предприятие начало собирать грузовики, оснащенные двигателями Cummins, которые соответствуют стандарту «Евро-6».

Оператором проекта в Литве стало ЗАО Autobagi — дистрибутор КамАЗа в Балтии. Его возглавил Гедрюс Диктанас, прежде руководивший торговым представительством ГАЗа Automasinu Verslo Centras. Возможность оснащать автомобили двигателями западного производства позволила обеспечить российскому гиганту конкурентоспособность, и самое главное, что в результате был открыт юридический путь в Европу.

В основном машины продаются на рынках Польши, Румынии, Болгарии. Что касается Литвы и Балтии в целом, то здешний спрос очень слабый.

В мае 2018 года КамАЗ принял участие в крупной международной выставке дорожного строительства Autostrada-Polska, которая прошла в польском городе Кельце. Российский автопроизводитель представил на выставке востребованные в строительном сегменте модели КамАЗа. Все они собраны на сборочном производстве Autobagi в Литве и соответствуют экологическому стандарту «Евро-6». В компании рассчитывают, что представленные на Autostrada-Polska модели будут востребованы в Польше. Поскольку, после длительного перерыва КамАЗ вернулся на польский рынок грузовиков, заключив в 2013 году контракт с литовской фирмой Autobagi.

Таким образом, российский автопром, используя членство Литве в ЕС, нашел выход на европейский рынок, получив необходимую сертификацию и большой рынок сбыта продукции.

Еще одна интересная компания – это литовский холдинг Avia Solutions Group (ASG). Авторы нового расследования антикоррупционного проекта “Муниципальный сканер” утверждают, что фактическими совладельцами литовского холдинга Avia Solutions Group, дочерние структуры которого обслуживают в числе прочего самолеты и вертолеты литовской армии и могут иметь доступ к военной технике других стран НАТО, являются высокопоставленные российские чиновники – руководитель “Ростеха” Сергей Чемезов и министр промышленности Денис Мантуров.

Холдинг Avia Solutions Group был создан в 2005 году на базе приватизированного национального авиаперевозчика Литвы, “Литовских авиалиний”. Авиакомпания “Литовские авиалинии”, перейдя в руки литовского бизнесмена Гедеминаса Жемялиса, просуществовала всего 4 года, объявив о банкротстве в 2009. Другие приватизированные Жемялисом в рамках этой сделки компании успешно развиваются до сих пор: в первую очередь, это закрытое акционерное общество Baltic Ground Services (BGS), занимающееся обслуживанием самолетов и пассажиров в аэропортах Литвы, Латвии, Эстонии и Украины. У BGS также есть контракт на заправку самолетов литовской армии в аэропорту Вильнюса (истекает в апреле 2019 года), а другая дочерняя компания холдинга Avia Solutions Group, FL Technics, в 2016 году подписала с литовскими военными соглашение о ремонте 60-миллиметровых минометов М-60 на сумму более 200 тысяч евро (он был расторгнут по соглашению сторон год спустя).

Еще одна структура ASG, компания Helisota, в 2016 году выиграла конкурс на обслуживание вертолетов Ми-8Т военно-воздушных сил Литвы – но и здесь холдинг ждала неудача: из-за того, что одним из поставщиков услуг оказался Уральский завод гражданской авиации, контракт был расторгнут, а командующий ВВС Литвы Аудронис Навицкас был уволен со своего поста.

Гедеминас Жемялис

Историю ASG и Гедеминаса Жемялиса часто называют одной из самых ярких историй бизнес-успеха в Литве. Компания успешно расширяла свой бизнес, прибыль только одной BGS в 2016 году составила 68 миллионов евро, почти на 60% больше, чем годом ранее. Интересно, что в 2013 году незадолго до аннексии Крыма и накануне российско-украинской войны Гедеминас Жемялис решил поучаствовать в проекте создания нового московского аэропорта Жуковский. В результате Жемялис и генеральный директор “Ростеха” подписали соглашение о сотрудничестве. Avia Solutions Group внесла в уставной капитал, созданного для этого совместного предприятия, 22 миллиона евро, а “Ростех” – недвижимость и землю аэродрома Раменское (сейчас 25% и одна акция управляющей “Жуковским” компании Ramport Aero принадлежат “Ростеху”, остальные – ASG).

Вскоре после этой сделки Департамент государственной безопасности Литвы (ДГБ), основная спецслужба страны, назвал ASG “ненадежной компанией”, сотрудничество с которой “не отвечает интересам национальной безопасности”. В июле ДГБ, лишил компанию Baltic Ground Services “удостоверения надежного поставщика”, которое позволяло ей участвовать в засекреченных сделках, а министерство экономики Литвы исключило из списка потенциальных участников конкурсов НАТО компанию FL Technics. В августе 2017 года Helisota пыталась обжаловать отказ Государственной пограничной службы Литвы обслуживать у нее свои вертолеты, но потерпела неудачу.

Гедеминас Жемялис не считает чем-то предосудительным сотрудничество с “Ростехом” и Сергеем Чемезовым – бывшим агентом КГБ в Германии и соседом Владимира Путина в Дрездене по кличке Завхоз. По словам Жемялиса, “в бизнесе надо уметь быть вне политики”. Но речь, как утверждает “Муниципальный сканер”, идет не просто о сотрудничестве: в 2014 году Avia Solutions Group выпустила 1,7 миллиона дополнительных акций, которые через офшорные компании из Кипра и Люксембурга достались бывшему заместителю министра торговли СССР Сергею Алешину, отцу Бориса Алешина, который вместе с Чемезовым является членом совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации (всю схему владения акциями можно изучить здесь).

В результате вышеупомянутого исследования выяснилось, что, во-первых, несмотря на предостережения ДГБ Литвы, Министерство обороны и армия Литвы продолжают заключать с холдингом ASG контракты, а также выяснилось, что после заключения сделки с “Ростехом” два человека, приближенных одновременно и к Сергею Чемезову (главе “Ростеха”), и к министру промышленности Денису Мантурову – Борис Алешин и Виктор Григорьев, – получили более 14% акций всего литовского холдинга, то есть, по сути стали его совладельцами.

С одной стороны, нарушения режима санкций здесь нет, потому что взаимодействие между ASG и “Ростехом” не касается военной отрасли. Они не поставляют и не помогают поставлять в Россию какое-либо вооружение или способствующие созданию этого вооружения элементы. Обычная бизнес-деятельность с “Ростехом” санкциями не запрещена. С другой стороны, есть позиция Департамента госбезопасности, есть позиция правительства Литвы, которую поддержал Департамент госбезопасности, которые понимают угрозу национальным интересам страны.

Росатом

2. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» («Росатом») — российский государственный холдинг, объединяющий более 360 предприятий атомной отрасли. Госкорпорация является одним из лидеров мировой атомной промышленности, занимает второе место в мире по запасам урана и четвёртое место по производству атомной энергии, контролирует 40 % мирового рынка услуг по обогащению урана и занимает 12 место среди крупнейших по выручке компаний России.

«Росатом» работал в Литве ещё в советские времена, когда на территории государства была построена Игналинская атомная электростанция. Она проработала с 1983 по 2009 год и была закрыта как одно из условий вступления в ЕС. Как часть бывшей советской инфраструктуры, эта станция зависела от поставок топлива из России и других форм сотрудничества.

После закрытия станции возник вопрос с консервацией объекта. Так появился проект B25, в котором предусмотрено создание 36 железобетонных секций, предназначенных для окончательного захоронения 100 000 кубометров обработанных, упакованных в бетонные контейнеры и зацементированных радиоактивных отходов.

Германская компания Nukem, находящаяся под управлением российской компании «Росатом», активно готовилась к участию в намечающихся конкурсах по закрытию Игналинской АЭС. В этом деле были также замешаны представители литовского концерна MG Baltic, которые планировали обеспечить долгосрочные строительные работы, а «Росатом» мог бы контролировать процесс закрытия.

Но этим планам не суждено было осуществиться. В июне 2018 года Комитет по национальной безопасности и обороне (КНБО) сейма Литвы завершил парламентское расследование незаконного влияния на политические процессы и госведомства. В подготовленном КНБО отчете угрозой для Литвы названы российский концерн «Росатом», а также литовский концерн MG Baltic.

Так, в 2012–2013 годах «Росатом» пытался реализовать план, согласно которому, он учредил бы с литовскими компаниями совместное предприятие для участия в важнейших региональных проектах: прокладке линии электропередачи с российской Калининградской областью, а в будущем и торговал бы электроэнергией со строящейся в Республике Беларусь станции, при использовании Круонисской ГЭС, участвовал бы в строительстве Балтийской АЭС в Калининграде, и в проектах закрытия Игналинской АЭС, а при благоприятных обстоятельствах — и в строительстве новой АЭС в Литве.

В свою очередь, концерн MG Baltic активно вмешивался в политические процессы, оказывая влияние на представителей определенных политических партий в сейме и в Вильнюсском муниципалитете, на министров, государственных служащих, должностных лиц, руководителей компаний. Собиралась конфиденциальная или компрометирующая информация на политиков и должностных лиц с целью их подкупа, оказания влияния, манипуляций информацией. В большинстве случаев использовались принадлежащие MG Baltic СМИ, через которые оказывалось давление или предлагались пиар-услуги, или политическая реклама в обмен на принятие нужных концерну решений.

Для компании Nukem было очень важно, чтоб у ее партнера было необходимое влияние в кругах литовской власти и политики, что помогло бы гарантировать успех в конкурсах. По этому, они и выбрали концерн MG Baltic. Также стоит отметить, что КНБО заявило, что представляющий интересы Nukem бывший офицер КГБ СССР Кястутис Пуйдокас поддерживает активные связи с представителями концерна MG Baltic. А с 2016 года важную роль в этих планах играет представляющий интересы MG Baltic Томас Дапкус, который поддерживает тесные связи с Пуйдокасом.

После публикации отчета литовский концерн MG Baltic подал второй иск к Департаменту государственной безопасности, а также председателю Комитета по национальной безопасности и обороне Сейма Витаутасу Бакасу и потребовал компенсацию за нанесенный ущерб, в связи с тем, что опубликованные данные не соответствовали действительности.

22 июня 2018 года Вильнюсский участковый суд запретил члену сейма Литвы Витаутасу Бакасу называть концерн MG Baltic «организованной преступной группой» и приказал воздерживаться от высказываний о том, что концерн причинил государству урон на сумму 500 млн евро. Это решение временное, пока еще рассматривается уголовное дело о политической коррупции концерна.

Сбербанк

3. «Сбербанк» — российский финансовый конгломерат, крупнейший транснациональный и универсальный банк России, Центральной и Восточной Европы. Контролируется Центральным банком Российской Федерации, которому принадлежат более 52 % акций. Банк занимает четвертое место среди крупнейших по выручке компаний России. В 2014 году Евросоюз перекрыл доступ на европейский рынок капитала подконтрольного ЦБ РФ. Но ограничения не распространялись на дочерние организации. Чем и воспользовалась Россия в лице Сбербанка Европа.

Сбербанк Европа (Sberbank Europe AG), главный офис которой находится в Вене, Австрия, является 100% дочерней компанией Сбербанка России. Сбербанк Европа был создан в 2012 году после того, как Сбербанк России приобрел Volksbank International AG (VBI) и переименовал его в Сбербанк Европы.

Что касается Литвы, Сбербанк России не имеет здесь дочерних предприятий и никаких других представительств, но это не мешает России получать финансовую выгоду и предоставлять услуги литовским бизнесменам.

Так, в начале 2017 года литовская деловая газета Verslo zinios сообщила, что компания Baltic Champs Group, контролируемая бизнесменом Кястутисом Юшчюсом, получила кредит в размере 40 млн евро от российского госбанка “Сбербанк” для расчета за акции одной из крупнейших в стране компаний по инвестициям в сельское хозяйство, Auga Group. Среди акционеров Auga Group, акции которой были приобретены, был и предприниматель Гядиминас Жемялис, ранее упоминавшийся по делу о сотрудничестве с Ростехом.

Кястутис Юшчюс

Вскоре литовский предприниматель Кястутис Юшчюс подтвердил это, но акцентировал на том, что кредит получил у Sberbank Europe – подразделения российского “Сбербанк” в Австрии. Он объяснил, что банк действует совершенно отдельно и действует как европейский банк, у которого есть подразделения в Германии. Но, даже согласно Статье 105 ГК РФ дочернее предприятие – это юридическое лицо, представляющее собой некое общество, которое создается силами другой компании, являющейся владельцем основной части капитала этого общества. Как следствие этого, основная компания имеет полное право осуществлять руководство и контроль над решениями, которые будут принимать дочерние и зависимые предприятия. Поэтому утверждать, что дочернее предприятие в виде Sberbank Europe – это совершенно отдельная структура, нельзя.

Кроме этого, Кястутис Юшчюс не в самое лучшее свое оправдание заявил, что он работает со “Сбербанком” уже 10 лет и представители банка хорошо знакомы с его предприятиями, «и им значительно проще принять решения о финансировании, чем другому банку, который ничего не хочет знать о России и о том, что мы там делаем».

Стоит еще отметить, что Baltic Champs Group в Московской области, в Кашире, владеет “Национальной грибной компанией Кашира”, которая также была создана за счет кредитов в “Сбербанке”. Интересно, что Кястутис Юшчюс разработал собственный патент на технологию выращивания грибов и растений при участии российской фирмы УАБ “ЭКО ИНВЕСТ”, в которой зарегистрирован только один работник.

В январе 2018 года стало известно, что предприниматель Кястутис Юшчюс покупает за 6,4 млн евро предприятие по проектированию и производству нестандартных металлоконструкций – Arginta Engineering. Заказчиками Arginta engineering являются мировые лидеры, в том числе и компания Raute (Финляндия), которая сейчас интенсивно работает в России и обеспечивает оборудованием предприятия по производству фанеры.

Таким образом, Россия с помощью своих дочерних предприятий в Европе, которые сумели избежать санкций, осуществляет влияние на финансовый сектор, в особенности банковскую сферу, предоставляя большие кредиты литовским предпринимателям. Это, в свою очередь, наносит удар по национальной банковской системе Литвы.

ИнтерРАО

4. Интер РАО — одна из крупнейших в России энергетических компаний. Занимает 11 место среди крупнейших по выручке компаний России. В сферу деятельности Интер РАО входит производство и сбыт электрической и тепловой энергии, международный энергетический трейдинг, инжиниринг, проектирование и строительство энергообъектов. Также под контролем Интер РАО — ряд энергетических компаний за рубежом.

Одна из них – это INTER RAO Lietuva – ведущий участник электроэнергетического рынка стран Балтии, один из самых больших независимых поставщиков электроэнергии в Литве, активно развивающий деятельность в Латвии и Эстонии. INTER RAO Lietuva также присутствует в секторе генерации электроэнергии, владея и управляя одним из крупнейших ветропарков в странах Балтии, который расположен в Западной Литве. Компания осуществляет торговлю на ведущем европейском энергетическом рынке Nord Pool, объединяющем ряд стран Скандинавии и Балтии.

В Литве компания начала свою деятельность в 2002 году, когда в стране была проведена либерализация рынка электроэнергии и узаконена работа независимых поставщиков электроэнергии. В настоящее время в состав группы INTER RAO Lietuva входят дочерние компании INTER RAO Latvia, INTER RAO Eesti, IRL Polska и Vydmantai wind park.

По результатам 2017 года INTER RAO Lietuva продала на 7% электроэнергии больше, чем в предыдущем году. Кроме этого, предприятие, обнародовавшее результаты после аудита через Варшавскую биржу, указывает, что в 2017 году компания получила 7,2 млн. евро чистой прибыли, а год назад прибыль была 10,2 млн. евро.

Но уже по результатам за I квартал 2018 год доходы компании выросли на 23% до 59,5 млн евро благодаря увеличению объемов продаж электроэнергии, а чистая прибыль составила 2,6 млн евро.

Литва, единственная из трех балтийских стран, с 2009 года испытывает постоянный дефицит электроэнергии — баланс стал отрицательным с момента закрытия Игналинской АЭС. И этим умело пользуется Россия.

Для того, чтобы избавиться от энергетической зависимости от России Литва, Латвия и Эстония заявили о желании выйти из энергокольца БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия, Литва). Согласно меморандуму, подписанному Европейской комиссией и балтийскими республиками, к 2025 году все три государства должны синхронизироваться с энергосетями Евросоюза. Но России выгодно функционирование кольца БРЭЛЛ — через территорию Литвы идут линии электропередачи в Калининградскую область. При этом, Россия пытается навязать мысль о том, что разрывать связи с поставщиком энергетических ресурсов, ни разу не допускавшим срывов поставок, — вовсе не пример логичного поведения потребителей, живущих в условиях рыночной экономики. А все попытки разорвать энергетические связи с Россией, якобы, приводят только к подорожанию цен на электроэнергию и природный газ для обычных жителей стран Балтии.

Как указано в аналитическом докладе “Оценка угроз национальной безопасности 2018” Литвы, Россия пытается повлиять на решения относительно синхронизации Балтийской энергетической системы с европейской – Continental Synchronous Area (CSA). Также Россия уделяет особое внимание лоббистской деятельности в институтах ЕС, организовывая встречи с дипломатами ЕС и Европейской комиссией и принимая участие в различных обсуждениях на уровне экспертов.

РЖД

5. ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») — российская государственная компания, владелец инфраструктуры общего пользования, значительной части подвижного состава и оператор российской сети железных дорог. РЖД входит в тройку самых больших транспортных компаний мира. По объёму выручки от реализации продукции ОАО «РЖД» в 2017 году занимает 5-е место в рейтинге крупнейших компаний России.

С 2014 года, в связи с ухудшением отношений России и стран Балтии, Кремль объявил о своих планах вывести свои грузы из морских гаваней Эстонии, Латвии и Литвы. Сейчас Россия занимается заменой портов стран Балтии на отечественные – Приморск, Усть-Лугу и Санкт-Петербург. В Кремле заявили, что к 2020 году все российские грузы будут переориентированы на «свои» гавани. И в этом вопросе не последнюю роль играет использование железнодорожных путей.

Что касается Литвы, то здесь особый интерес для России был всегда связан с географически отделенной Калининградской областью. И с 2014 года обострился вопрос о будущем литовского железнодорожного коридора, от которого почти полностью зависит снабжение области с населением в один миллион человек. На сегодняшний день “калининградский коридор” продолжает успешно функционировать во многом за счет гибкости Литовской железной дороги, которая в марте 2017 года предоставила до 50% скидки на тариф по обслуживанию грузопотоков. Поскольку с 2005 года введены субсидии на железнодорожные тарифы при транзите товаров в Калининград, России только в 2016 и 2017 годах для компенсации этих издержек из госбюджета было направлено порядка 1 млрд рублей.

В связи с этим, в августе 2017 года РЖД заявили о том, что прорабатывают вопрос об установлении тарифа на транзит грузов через Калининградскую область ниже тарифа на транзит через Литву. Пока неизвестно, будет ли действительно принято такое решение, но практические шаги для приобретения независимости в этом плане от Литвы уже принимаются.

В феврале 2018 года началось строительство нового паромного терминала по приёму круизных и грузопассажирских судов в Пионерске в Калининградской области.  Открытие терминала запланировано на октябрь 2019 года. Это будет одно из крупнейших инфраструктурных сооружений Северо-Западного федерального округа, что может повлиять на роль Литвы как монополиста в грузопассажирских перевозках в этом регионе.

В целом для морского сообщения основной территории России с Калининградом планируется построить три больших парома. Предварительная цена проекта — около 14 млрд рублей. Проект будет реализован ОАО «РЖД» — компания вложит в проект 70% кредитных средств. Еще 30% будут выделены из федерального бюджета. Заём РЖД в размере 9 млрд рублей, по предварительной информации, предоставит «Газпромбанк». Для возмещения займа в РЖД намерены применить сквозной тариф на перевозки на этом направлении (доставлять товары в пункт погрузки на паром компаниям будет выгоднее при помощи РЖД). Также компания рассчитывает заключать контракты по принципу take-or-pay («бери или плати»).

В это же время, в Литве очень эффективно функционирует порт Клайпеда, работа которого ориентирована в основном на Беларусь. Перевалка белорусских грузов составляет около 40% деятельности всей морской гавани. Совокупная же доля работы самого порта создает около 7% ВВП всей Литвы.

Весной 2017 года между Россией и Беларусью произошел нефтегазовый конфликт, когда стороны не могли договориться о ценах. Тогда Россия на время заморозила транзитные потоки нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы, вследствие этого уменьшились грузопотоки в Клайпеду. Но, как показывает практика, рано или поздно Беларусь соглашается с условиями России. Поэтому Москве не составит труда помочь Беларуси «наладить» отношения с Литвой. Учитывая, что власти Литовской Республики очень активно выступают против Белорусской АЭС, Россия может этим воспользоваться, и тогда Минск может переориентировать грузопотоки из Клайпеды на порты РФ.

Кремль уже в открытую заявил о курсе на вывод из портов стран Балтии белорусских грузов. Этот курс обозначил лично президент России Владимир Путин, поставивший задачу договориться с Минском о транспортировке белорусских нефтепродуктов, полученных из российской нефти, через российские порты и железные дороги. РЖД, в свою очередь, уже предложило по нефтеналиву 50% скидку для перевозки с белорусских заводов. Кроме этого, в Ленинградской области в порту Усть-Луга скоро будет готов комплекс по перегрузке минеральных удобрений, а в планах петербургского порта «Бронка» строительство нового железнодорожного парка, где будут все условия для транзита через Россию минеральных удобрений, чугуна и зерновых в контейнерах из Беларуси.

Также осенью 2017 года российская власть заявила о том, что порты Калининградской области развиваются  и участвуют почти во всех значимых транзитных проектах как конкуренты Литвы. Тогда удобрения белорусского завода “Беларуськалий”, уйдя с терминалов Kalija раrks в Вентспилсе в порт Клайпеды, планировались к перевалке в портах Калининграда. В 2016 году занимающаяся перевалкой удобрений “Беларуськалия” литовская компания Biriu kroviniu terminalas отгрузила 7,2 миллионов тонн удобрений — это 19% от объема перевалки литовского порта.

Россия попытается сделать все для того, чтобы не зависеть от Литвы и при этом свести на нет все экономическое сотрудничество Беларуси с Литвой, чего бы это ей не стоило.

Экономическое и политическое давление России, массовая пропаганда, кибератаки и все другие средства – это неотъемлемая часть конфронтационной внешней политики Кремля. Со дня провозглашения своей независимости Литва сталкивалась с экономической блокадой, с запретами экспорта, с саботированием стратегических энергетических проектов, вмешательством в процесс принятия политических решений, шантажом бизнесменов и политиков, развертыванием широких кампаний дезинформации. К счастью Литвы, каждый шаг Кремля превращается в мотивацию к ​​укреплению ее экономической и энергетической независимости. Литва смогла обрести новые рынки для экспорта и устранила монополию российского газа. Она не обрела чистую победу, но сумела и еще не раз сумеет преодолеть удары Кремля.

Марина Выговская