«Красный эсперанто»: как международный язык стал инструментом спецслужб

Рассматривая историю и деятельность советских спецслужб и спецслужб стран Варшавского блока нельзя не обратить внимание на используемые Front organizations (фронт-организации, «передние» организации) – организации, специально созданные и контролируемые спецслужбами с целью проведения активных мероприятий внутри и вне зон влияния. Причем, зачастую, некоторые фронт-организации являются «материнскими» для других фронт-организаций – таким образом выстраивается разветвленная сеть, где могут присутствовать организации с противоположными идеологиями, и маскирующая контролирующую спецслужбу, присутствие которой можно распознать только по определенным индикаторам ее влияния.

Одной из таких Front organizations являлась ассоциация World Peace Esperanto Movement (Mondpaca Esperantista Movado, MEM) — всемирное движение эсперантистов за мир, проводящая активные мероприятия сразу в двух идеологических и информационных сферах: «движение за мир» и эсперантистов, принадлежащих зачастую к интеллектуальным элитам, людям, разделяющим пацифистские настроения и идеологии левых партий.

Рассмотрим более детально идеологическую составляющую всемирного движения эсперантистов. Существует несколько общих черт между основной идеологией социалистов и принципами международного языка и его значения для эсперантистов. Для начала краткая справка.

Эсперанто — самый распространенный искусственный международный (так называемый плановый) язык, существующий и развиваемый уже более 130 лет. Людей, использующих эсперанто, называют эсперантистами или эсперантоговорящими. Сейчас в мире насчитывается, по разным оценкам, от ста тысяч до двух миллионов человек, говорящих на эсперанто, причём примерно для двух тысяч человек язык эсперанто является родным.

Слово «эсперанто» — на новом языке означает «надеющийся», было псевдонимом создателя языка Лазаря Марковича Заменгофа, окулиста из Варшавы, входившей в то время (1887 год) в состав Российской империи.

Сначала эсперанто-движение существовало в основном в Российской Империи и Восточной Европе, но вскоре распространилось на Западную Европу и за её пределы: в Аргентину в 1889 году; в Канаду в 1901 году; в Алжир, Чили, Японию, Мексику и Перу в 1903 году; в Тунис в 1904; в Австралию, США, Гвинею, Индокитай, Новую Зеландию, Тонкин и Уругвай в 1905 году.

В 1904 году состоялась малая международная конференция, которая привела к Первому всемирному конгрессу в августе 1905 года в Булонь-сюр-Мере (Франция). На конгресс приехали 688 участников из 20 стран. На этом съезде Заменгоф предложил декларацию (Булонская декларация) основополагающих принципов эсперанто-движения, принятую участниками конгресса. Эти принципы неплохо коррелировались с идеями социалистов, интернационалистов, анархистов, антимилитаристов и подобных идеологических течений. Вот некоторые примеры таких общих характеристик:

  • Интернационалистические идеи о единстве рабочих во всем мире.
  • Социализм связан с концепцией научного планирования общества и эсперанто, соответствует этой концепции, как искусственно-созданный и искусственно-развиваемый язык.
  • Общий международный язык, способный объединить рабочих всего мира, подрывающий национальную лояльность и самоопределение.
  • Занятия по изучению языка – хороший способ объединить людей, проводить мероприятия по «просвещению масс».

Также в качестве примера можно привести программу «Международной ассоциации свободы мира». Это была первая пролетарская международная ассоциация эсперанто, основанная в 1906 году. Вот ее программа:

  • Борьба, через публикации, против армии и милитаризма, капитализма, алкоголизма, против догм и предрассудков, которые препятствуют улучшению социальной жизни.
  • Пропагандируйте международный язык эсперанто между свободно выступающими, интернационалистами, социалистами и анархистами.
  • Распространение среди эсперантистов антимилитаризма, социализма и анархизма

После Первой мировой войны идею эсперанто берут на вооружение коммунисты, мечтавшие о мировой революции. В самом деле, если конечная цель – Всемирная советская социалистическая (или коммунистическая) республика, или союз таких республик, то каков будет язык этого всемирного государства? Русский достаточно сложен в изучении, а мировую революцию надо было делать уже сейчас. И в 1919 году создается специальная Комиссия при Наркомпроссе по разработке вопроса о факультативном преподавании международного языка. В 1921 году красные и рабочие эсперантисты объединились в Sennacieca Asocio Tutmonda (Всемирная Вненациональная Ассоциация) с целью интернациональной классовой борьбы. SAT приняла в свои ряды делегатов от всех левых партий и порвала с UEA (Всемирной эсперанто-ассоциацией), обвинив её в капитуляции перед капитализмом и предательстве интернационализма. В первые годы своего существования SAT была тесно связана с Союзом эсперантистов советских республик (СЭСР).

Далее переход СССР от парадигмы всемирной революции к установке на победу социализма в отдельно взятой стране, чистки от анархистов, меньшевиков и других враждебных партий, борьба с троцкизмом и «буржуазным космополитизмом» сильно повлияли на позиции эсперантистов в СССР, которых в 37-38 годах практически всех пересажали или перестреляли. Как пишет Александр Солженицын в книге «Архипелаг Гулаг»: «эсперантистов как вредную публику Сталин уничтожал в те же годы, что и Гитлер».

В период Хрущевской оттепели (после смерти Сталина в 1953 г.) идет возрождение движения эсперантистов всего советского блока.

В том же 1953 году чешский эсперантист Рудольф Бурда (Rudolf Burda) основал в австрийском городе Sankt Pölten ассоциацию Mondpaca Esperantista Movado (MEM; English: World Peace Esperantist Movement – Всемирное Движение Эсперантистов за Мир). Его цель заключалась в том, чтобы использовать эсперанто, чтобы «служить миру и взаимному взаимопониманию между народами» (utiligi Esperanton serve al paco kaj reciproka kompreno inter la popoloj). МЕМ выпускала ежемесячно официальный журнал «РАСО», имеющий особое значение как по реорганизации движения эсперанто, так и по информационной работе среди левых партий не только в Европе, но и по всему миру — отдельные журналы «РАСО» публиковались в разных странах.

Наиболее полные и регулярные выпуски были в ГДР. В изданиях РАСО, кроме специализированных статей по эсперантологии, были включены статьи по международным политическим вопросам, статьи по культуре, обзоры событий в ГДР и на международном уровне.

С 1959 по 1963 год вице-президентом ассоциации был Евгений Бокарев, советский эсперантист, автор «Эсперантско-русского словаря». В 1957 году Бокарев участвовал в подготовке к VI Международному фестивалю молодёжи и студентов (Москва) — руководил организацией встреч эсперантистов разных стран. В 1962 году Бокарев инициировал создание Комиссии по международным связям советских эсперантистов при Союзе советских обществ дружбы и культурных связей с народами зарубежных стран (ССОД). Бокарёв был председателем этой комиссии с момента её основания до своей смерти (1971 год). Это дает возможность понять всю ширину спектра проводимых активных мероприятий не только по информационной поддержке просоветских настроений и левых сил, по информационному и политическому воздействию, но и построение международной информационной сети, вербовка интеллектуальных и научных элит.

Эсперанто, как мы уже наблюдали, во многом является привлекательным и близким идеологически для левых и просоветских настроений, что упрощает информационное воздействие на аудиторию. Одним из интересных аспектов развития эсперанто, является существование носителей языка или врожденных эсперантистов – людей, воспринимающих эсперанто как родной язык или как второй родной наряду с национальным.

Врождённые эсперантисты появляются:

  • В межнациональных семьях, в которых оба родителя между собой общаются на эсперанто. Такое случается, например, когда пары знакомятся во время международных эсперанто-встреч.
  • В семьях, в которых один из родителей владеет эсперанто и желает обучить ему ребёнка.

Интересным примером врожденных эсперантистов является Джордж Сорос — американский трейдер, финансист, инвестор, сторонник теории открытого общества и создатель сети благотворительных организаций, известных как «Фонд Сороса». Его отец Тивадар Сорос был известным специалистом по эсперанто и эсперантистом-литератором, основателем литературного журнала «Эспер», и учил молодого Джорджа языку эсперанто.

Еще хотелось бы отметить значительное развитие эсперанто в качестве второго языка в Китае и других странах, где стоят вопросы упрощения «исторического» литературного языка и письменности. В какой-то момент эсперанто-ассоциация в Пекине насчитывала до четырехсот тысяч носителей языка, и сегодня студенты могут изучать эсперанто в некоторых университетах, а некоторые китайские радиостанции ведут трансляцию на эсперанто. Это как пример, который демонстрирует всю широту спектра информационного воздействия с помощью эсперанто.

Евгений Журба

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!