Активные мероприятия советской разведки в Норвегии

Словосочетание «гибридная война» стало популярным в информационном пространстве совсем недавно, однако ее инструменты — информационные операции, распространение фейковых новостей и продвижение агентов влияния использовались едва ли не всегда. Особое развития такие действия приобрели в ХХ веке, и мало кто применял эти инструменты настолько же успешно, как спецслужбы СССР. Комплекс действий самого разнообразного характера осуществляемых с целью влияния на внешнюю и внутреннюю политику других государств получил названия «Активные мероприятия» (Active measures). Бывший майор КГБ Олег Калугин назвал активные мероприятия «душою и сердцем советской разведки»: «Не сбор разведывательных данных, а подрывная деятельность: меры по ослаблению Запада, сеяние разлада между союзниками и ослабление США в глазах народов всех стран мира для подготовки почвы в случае реальной войны».

Бесспорно, прежде всего активные меры касались главных врагов Советского Союза — США, Великобритании, ФРГ, Франции и других мощных членов НАТО. Однако даже страны, не имевшие значительного влияния на мировой политической арене, нередко становились полем действия для советских агентов, примером чего может служить Норвегия.

Активные мероприятия Советского Союза в Норвегии касались 3 основных направлений:

1) Военное присутствие НАТО и ядерное оружие

Норвегия была одной из основательниц НАТО, и действия СССР в пост-военной Европе стали основной тому причиной. Учитывая наличие сухопутной границы с СССР, а также небольшое расстояние до таких городов как Москва и Ленинград, размещение военных баз НАТО и ядерного оружия в Норвегии стали бы существенным фактором влияния на политику Советского Союза. Активные меры по противодействию таким рискам включали в себя финансирование и организацию движений за мир, поддержку молодежных политических движений против распространения ядерного оружия и продвижения агентов влияния из числа ученых, политиков и т.д.

В 1958 году Лига молодых рабочих (Arbeidernes Ungdomsfylking) — связанная с Рабочей партией Норвегии молодежная организация, была вовлечена в кампанию против размещения американских ракет. Когда такое предложение коснулось ФРГ, значительная часть организации подписала письма-обращения к представителям Рабочей партии в парламенте, с просьбой ветировать это решение в НАТО. Больше половины представителей партии в парламенте подписали петицию во время Пасхальных каникул. С завершением каникул, руководство партии заставило депутатов отозвать свои подписи, исключив некоторых членов, однако такое движение оказал значительное влияние в информационном поле.

Хотя влияние русских спецслужб в этом случае не было подтверждено, агенты КГБ, ГРУ и других учреждений нередко инспирировали подобные события. В 1981 году Норвегия официально депортировала агента КГБ, который занимался подкупом норвежских граждан с целью написания писем против размещения американского оружия. Многочисленные движения за мир также часто имели целью предотвратить присутствия американских войск и ракет на Скандинавском полуострове. О причастности советской агентуры в таких движений свидетельствует их связь с левыми идеями и свидетельства о контактах участников этих движений с советскими шпионами. Так, бывший премьер-министр Норвегии, а ныне — генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в молодости принимал участие в движениях против войны во Вьетнаме. Впоследствии, норвежские спецслужбы обнаружили его контакты с советским дипломатом, который в свою очередь оказался агентом КГБ, а согласно документам КГБ, Столтенберг имел даже свой агентурный позывной — агент «Стеклов».

Похожая ситуация произошла в 1960-х с довольно заметным политиком того времени — Эриком Нордом. Будучи членом комитета по внешним делам, он подозревался в контактах с КГБ, за что был отстранен от должности. Сам Норд заявлял, что его устранение было вызвано его оппозицией по вопросу сотрудничества с «Европейскими сообществами»:  Европейским объединением угля и стали, Европейским сообществом по атомной энергии и Европейским экономическим сообществом, на основе которых впоследствии сложился Европейский Союз. Подозрения о сотрудничестве с советской разведкой существуют также касательно многих других норвежских политиков, ученых и общественных деятелей. Преимущественно, они объединены оппозиционным отношением к вышеупомянутым Европейским сообществам, американским военным базам и ядерному оружию в Норвегии.

И хотя в современной Норвегии силы, формирующие большинство в парламенте настроены на углубление сотрудничества с НАТО и ЕС, риск проведения информационных воздействий через подобные движения остаются возможными.

2) Контроль над Арктикой

Арктическая зона является полем для экономических интересов Российской Федерации так же, как и была для Советского Союза. Во-первых, Арктическая зона богата залежами полезных ископаемых — нефти и газа, которые исторически составляли исключительный интерес для СССР. Во-вторых, советские информационные операции часто касались темы «Разоруженной северной зоны» (Nordic nuclear weapons-free zone).

Самым известным свидетельством активных мероприятий в этом направлении является «дело Арне Трехолта» (Arne Treholt). Трехолт был председателем офиса по информации и прессе при Министерстве иностранных дел и также работал помощником Йенса Эвенсена (Jens Evensen), Министра торговли и перевозок. Работая на Эвенсена, Трехолт сыграл важную роль в переговорах между СССР и Норвегией о разграничении континентального шельфа в Баренцевом море и соглашении о рыболовстве в серой зоне, которое было выгодным для СССР. Кроме того, Трехолт был членом Норвежской делегации ООН в Нью-Йорке и имел доступ к информации чрезвычайно высокого уровня. В 1984 году он был разоблачен и арестован за шпионаж в пользу Советского Союза.

И Советский Союз, и современная Российская Федерация осуществили немало действий в отношении Арктики, и очевидно, что этот регион останется в поле зрения спецслужб преемницы СССР пока Арктика будет запасы нефти и газа, а Норвегия — оставаться членом НАТО.

3) Распространение пропаганды

Сегодня Норвегия считается первой страной в мире по индексу свободы слова и независимости СМИ. Однако и во времена Холодной войны норвежские СМИ пользовались значительным авторитетом как минимум среди Скандинавских стран. Учитывая это, а также относительную нейтральность Норвегии в то время, СМИ этой страны были желанным объектом для утечки и распространения информации, которая продвигала интересы СССР.

Так, в 1967 году Норвежская про-социалистическая газета Orientering была использована как источник для распространения «Чрезвычайно секретных документе о войсках США в Европе». Статья вышла в то время, когда СССР и США вели переговоры в Гласборо по урегулированию своих отношений и Шестидневной войны на Ближнем Востоке. Статья вышла под названием «Снова холокост для Европы» и содержала как реальные, так и вымышленные планы США относительно возможного военного конфликта в Европе, искривленные для демонстрации США в роли агрессора.

Впоследствии, норвежские СМИ также неоднократно использовались для распространения антиамериканских фейков, вроде новостей об использовании Латиноамериканских детей для трансплантации органов Америкой в ​​1987 году.

Очевидно, что активные меры в Норвегии осуществлялись довольно интенсивно и имели некоторый успех даже из того, что известно широкой общественности. Современная Российская Федерация имеет меньший ресурс, чем СССР, однако это не означает, что она не способна осуществлять информационные операции в том числе — и в демократичной, плюралистичной Норвегии. Заявления норвежской контр-разведки об увеличении количества шантажей и вербовок норвежских политиков, а также попытки вмешательства РФ в парламентские выборы 2017 года свидетельствуют о том, что Норвегия остается привлекательным объектом для осуществления современных «активных мероприятий» для правопреемницы СССР — Российской Федерации.

Данила Герасимов

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!