«Deutschland, Deutschland über alles»: терроризм на вооружении КГБ и Штази

Период холодной войны – это не только Карибский кризис, ядерные испытания и локальные конфликты. Прежде всего, это поединок разведок социалистического лагеря и стран НАТО. Кроме знаменитого КГБ, Европу держало в напряжении Штази – Министерство государственной безопасности ГДР, которое считалось одной из самых влиятельных и мощных спецслужб своего времени. И если страны Запада пытались экономически и военно поддержать дружеские режимы, то Советский Союз и ГДР помогали союзникам еще и в уничтожении противников.

В 1972 году, во время летних Олимпийских игр, палестинские террористы из организации «Черный сентябрь» убили членов сборной Израиля и взяли в заложники 9 спортсменов и тренеров. При попытке освобождения заложников погибли несколько террористов, немецкий полицейский и все члены сборной. Организация «Черный сентябрь» требовала освободить палестинцев из израильских тюрем и членов немецкой террористической группировки Фракция Красной Армии (ФКР), которые отбывали наказание в Германии. Что же объединило арабов, стремившихся отомстить за изгнание боевиков Организации освобождения Палестины (ООП) из Иордании, и немецких леворадикалов, которые выступали против ФРГ и капиталистического образа жизни?

Террористическая организация «Черный сентябрь» состояла из бывших членов Народного фронта освобождения Палестины (НФОП) и Движения за национальное освобождение Палестины (ФАТХ). Возглавил организацию один из руководителей разведки ООП – Али Хасан Саламе. Что же касается ФКР, то отправной точкой появления этой группировки является 1967 год. Во время демонстрации против визита в Западный Берлин иранского шаха Мохаммеда Пахлеви полицейский Карл-Хайнц Куррас застрелил студента Бенно Онезорга. В начале двухтысячных немецкие журналисты выяснят, что Карл-Хайнц Куррас сотрудничал со Штази. Было ли это спланированной провокацией восточногерманских спецслужб, сказать трудно. Однако убийство Онезорга привело к радикализации студенческих настроений в ФРГ, из которых и появилась Фракция Красной Армии.

Хочется отметить, что основным местом совершения терактов для этих организаций стала Европа. По информации бывшего высокопоставленного руководителя румынской спецслужбы Секуритате Иона Пачепы, террористическая деятельность палестинских экстремистов, как и леворадикалов ФКА – идея КГБ. В своей книге «Красные горизонты» Пачепа отмечает, что с 1971 года советские спецслужбы начали операцию «Тайфун», направленную на дестабилизацию Западной Европы.

Интересен ряд событий так называемой «Немецкой осени» в конце 1977 года, которые связаны с похищением и убийством председателя западногерманского союза промышленников Ганса-Мартина Шлейера. Террористы красной армии требовали освобождения сообщников из первого поколения ФКА. После того, как правительство ФРГ отвергло требования террористов, группа НФОП захватила пассажирский самолет авиакомпании «Люфтганза» с 90 пассажирами на борту. Спецотряд GSG 9 федеральной пограничной службы успешно провел операцию по освобождению заложников. Через несколько часов после этого террористов первого поколения красной армии Андреаса Баадера, Гудрун Энсслин и Яна-Карла Распе нашли мертвыми в их камерах в тюрьме «Штамхайм». Не повезло и Шлейеру, которого расстреляли, как только его похитители узнали о смерти заключенных.

Место, где взяли в заложники Ганса-Мартина Шлейера

Совместные действия левых и Фронта освобождения Палестины вряд ли можно списать на стечение обстоятельств. Бывший контрразведчик Советского Союза, подполковник в отставке Станислав Лекарев утверждает, что КГБ и ГРУ с конца 1960-х годов начали прилагать немало усилий для инкорпорации всех палестинских организаций в будущую систему террора. Если вспомнить, что становление ФКА происходило тогда же, то слаженность их действий не выглядит такой уж странной.

Журналист Виктор Агаев для «Deutsche Welle» пишет, что инструкторы из ГДР обучали арабских террористов и членов Фракции красной армии. Следует отметить, что тренировкой террористов занималось антитеррористическое подразделение Штази. Такая себе ирония. Покушение на командующего сухопутными силами в Европе генерала армии США Фредерика Креза 1981 подготовили в Восточной Германии. Автомобиль генерала обстреляли в ФРГ из противотанковой установки члены ФКА. Кроме того, ряд разыскиваемых Западной Германией террористов из второго поколения этой организации скрывались в Восточной. После объединения ФРГ и ГДР Сюзанна Альбрехт, Вернер Лотце, Еккехарт Фрайхерр фон Зеккендорф-Гуден и другие террористы леворадикальной группировки таки понесли наказание.

В 2000 году в немецком общественно-политическом журнале «Focus» бывший начальник Информационного центра Штази Фойхт Бергер заявил, что компания «Siemens» регулярно проводила капитальный ремонт и посылала запасные части для компьютеров, поставляемых спецслужбе. Вероятно, с этой деятельностью и связана одна из последних громких акций ФКА 1986 года. Карл Хайнц Бекуртс, руководитель отдела, который занимался обороной в рамках программы Звездные войны, а также его водитель погибли от взрыва дистанционно управляемой бомбы. Ответственность взяла на себя Фракция Красной армии.

Когда в годы перестройки КГБ сосредоточивал свое внимание на внутренних проблемах, Штази до последнего вздоха ГДР поддерживала террористические организации. Последний теракт перед объединением Германии состоялся осенью 1989 года. Тогда в результате подрыва автомобиля «Mercedes» погиб глава «Deutsche Bank» – Альфред Херрхаузен. Через два дня Красная армия берет на себя ответственность. Хотя никто не понес наказания за совершенное преступление, следователи ФРГ убеждены в причастности к теракту левых. Однако 2007 года «The Wall Street Journal» предположил, что за взрывом автомобиля Херрхаузен стоит именно Восточногерманская спецслужба, а не знаменитая ФКА.

Теракт против главы Deutsche Bank

Уже в начале 1990 года здания Штази захватили противники коммунистического режима. Как оказалось, сотрудники спецслужбы еще с 1989 года стали уничтожать свой архив. Утрачены документы по ключевым информаторам и о главных операциях в ГДР и ФРГ. Но часть документов все же удалось сохранить. В Германии до сих пор продолжается их восстановления. В 2015 году «Der Tagesspiegel» разместил информацию, что власти Восточной Германии в начале 1980-х рассматривали возможность репрессий в государстве в случае протестов аналогичных в Польше. Если же восстановление документации не будет прекращаться, со временем мы получим больше данных не только о поддержке различных террористических групп, но и о вербовке политиков, общественных активистов и даже военных.

Анджей Давыдов

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!