Гибридные атаки России: сколько Швеция будет улыбаться в ответ?

В последнее время Швеция все активней готовится противостоять попыткам Москвы манипулировать  шведской общественностью во время предвыборной агитации в 2018г. Несмотря на исторический опыт отношений с Россией, который заставляет жителей скептически относиться к любому влиянию Кремля, все чаще и чаще русский след встречается в докладах о фальсификации новостей, заявлений официальных лиц, что вызывает много вопросов среди местного населения. Шведская полиция безопасности (СЭПО) предупреждает об информационной войне РФ против Швеции, целью которой является не только власть, но и общественность. По заявлению Вильгельма Унге из Службы безопасности Швеции, Россия использует в наступлении как свои традиционные СМИ, так и скрытые источники. «Мы имеем в виду все, от интернет-троллей до пропаганды и дезинформации, распространяемой медиа-компаниями, вроде RT и «Спутника», — сказал он.

К примеру, риторика, которую озвучивает “Боротьба” или Сергей Удальцов, в Швеции неоднократно пыталась распространяться через «засланных казачков» и через пророссийских журналистов, сконцентрированных в культурной редакции газеты «Афтонбладет» и журнала «Фильтр». Хотя эти заявления имеют успех только в очень маленьком «красном гетто», а на их акции по борьбе с русофобией приходит по «3 человека», они являются очень показательными в вопросе попыток РФ влиять на общественность.

Дезинформация Москвы в адрес Европы уходит корнями во времена холодной войны, когда Советский союз выделял огромные средства на поддержание программы «активных мероприятий» для ослабления противника.  К примеру, на одном из немецких сайтов в 2015 г. появилось сфальсифицированное заявление министра обороны Петера Хультквиста об экспорте оружия в Украину. Тогда эта история вызвала много вопросов на международном уровне, а в октябре 2016 г. удалось установить, что след дезинформации ведет в Санкт-Петербург.

«У нас нет никаких оснований сомневаться в выводах, сделанных американцами. Россия — именно та страна, которую мы постоянно видим в докладах, это они развивают активную деятельность. И мы знаем, что происходит в нашей собственной стране», — сказал Стефан Лёвен.

В ежегодном отчете Вильгельм Унге из отдела контрразведки заявил, что приблизительно 10 русских дипломатов-шпионов сейчас находятся на территории Швеции.

«Мы наблюдаем деятельность разведки в различных сферах: политической, экономической, военной, и так далее. Общая картина вызывает большое беспокойство», — прокомментировал представитель СЭПО.

Также в апреле 2016 года СЭПО сообщило, что русские агенты подстрекают население оказывать сопротивление договору Швеции и НАТО о размещении войск на ее территории и  изменению нейтрального положения Швеции.

В то же время Владимир Путин предупредил, что вступление Швеции в НАТО будет считаться угрозой безопасности РФ и в Москве будут пытаться ее купировать. Возможно именно с этим связана переброска Россией в Калининградскую область ракетных комплексов «Искандер-М», радиус поражения которых покрывает всю Южную и Восточную Швецию. В ответ шведы приняли решение впервые с 1945 года восстановить присутствие военных на острове Готланд. По их мнению размещение «Искандеров» в Калининграде является провокацией со стороны России с целью продемонстрировать стремления усилить свое военное положение в регионе Балтийского моря.

Москва в лучших традициях СССР путем идеологического сражения пытается влиять на дискуссию. Главной мишенью Кремля являются недовольные либеральной демократией правые популисты. Микаэль Тувессон из Агентства гражданской обороны Швеции считает, что Россия может использовать темы миграции, преступности и терроризма в своих целях. Ранее власти Швеции сообщали, что правые экстремисты, которых подозревают в организации взрывов в Гётеборге в июне, проходили подготовку в лагере, что принадлежит организации “Русское имперское движение” (РИД) под Петербургом. Также известно, что эта организация поддерживает связи со шведской неонацистской группировкой “Северное движение сопротивления”.

Существует мнение, что повлиять на образованное и свободное от пропаганды население Швеции России не удастся, ввиду изначально скептического отношения шведов к позиции Кремля и отсутствия активной диаспоры. Риторика российской пропаганды здесь уже ушла в ту же нишу, что и популярная в народе конспирология и антиамериканизм. Когда через Гетеборг уже не первый год прогуливается дама с транспарантом «украинская хунта убивает детей Донбасса», внимания на нее не обращают, так как она давно себя зарекомендовала как городская сумасшедшая. Поэтому российской информационной машине вряд ли удастся добиться своих целей путем прямого финансирования пророссийских СМИ, партий или публичного сотрудничества со шведскими политиками, как это было с французским Национальным фронтом или в Германии, где Левая партия абсолютно прокремлевская. Разница также в том, что среди немецких левых очень много бывших комсомольцев ГДР, а в Швеции комсомольцев нет. Шведское общество, как либерально-, так и левонастроенное, оказалось в принципе готово к информационной войне. Здесь не потеряли ту компетенцию, по части России, которую накопили в советские годы холодной войны. Но как мы видим, окольными путями дезинформация все-таки попадает в шведское общество и, возможно пока не совсем удачно, но пытается вывести из строя демократический механизм принятия решений в стране.

В итоге, чтобы предстоящая предвыборная агитация в стране была шведской, а не спонсируемой кем-то извне,  власти должны как никогда сопротивляться коррозии демократического института в Швеции.

Юлия Олийнык

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!