Российский натиск на северо-запад или насколько Финляндия зависима от России

Ни для кого не является тайной то, что РФ пытается строить свой бизнес в европейских государствах. Финляндия — не исключение. Поэтому разговор пойдёт о  российско-финских экономических отношениях и попытке выяснить зависима ли Финляндия от Российской Федерации. Итак, стоит выделить такие сферы  как атомная энергетика, газоснабжение и нефтяная отрасль Суоми и проследить присутствие в них России.

Вначале коротко о  состоянии атомной энергетики Финляндии на данное время. В Финляндии производят энергию 2 атомные электростанции (АЭС Ловииса и АЭС Олкилуото), каждая из них располагает двумя реакторами (Ловииса-1 и 2; Олкилуото-1 и 2). Также в Финляндии работает 1 исследовательский реактор (FiR 1). Планировалась постройка 5-го реактора, но Финляндия решила отменить строительство этого энергоблока из-за того, что сильно взросли затраты. Состоянием на  2016 г. количество электроэнергии, выработанной на атомных станциях Финляндии, составляет 33,71 % от полного использования электроэнергии в стране.

Сооружение новой АЭС (ныне её называют «Ханхикиви-1») начиналось так: в 2007 г. для её строительства создали фирму «Фенновойма» (Fennovoima). Для постройки АЭС предлагались реакторы французского производства (реактор SWR или EPR, изготовленные AREVA) и японского (реактор ABWR, изготовленный Toshiba). Интересно обратить внимание на то, что этот проект презентовался, как намерение финской экономики, которое должно уменьшить зависимость Финляндии от обеспечения энергоносителями из РФ. Именно в таком виде план «Фенновоймы» был одобрен финским парламентом уже в 2010 г.

Всем известно, что в  марте 2011 г. произошла авария на японской АЭС Фукусима-1. Эта трагедия достаточно остро повлияла на ситуацию в сфере ядерной индустрии. Совладельцы начали уходить из «Фенновоймы». Летом 2012 г. проект бросили S Group и Atria. Осенью 2012 г. ушло немецкое энергетическое предприятие «E.ON». «Фенновойма» потеряла 34% субсидирования и вдобавок к этому  члена проекта, который имел компетенцию в сфере ядерной энергетики («E.ON» — акционер нескольких атомных станций в ФРГ и Королевстве Швеция). Казалось, что проект канет в лету. Но случается следующее: акционером фактически разорившейся «Фенновоймы» становится российская государственная корпорация «Росатом», которая получает эти 34% акций. «Росатом» поставил собственные требования к  спасению проекта: АЭС будет сооружаться только с  российским реактором ВВЭР-1200 и использовать атомное горючее российского изготовления.

В сентябре 2014 г. в Финляндии вспыхнул скандал вокруг этого проекта. Лидер финской партии «Союз зелёных» и министр охраны окружающей среды на тот момент  Вилле Нийнистё потребовал у правительства отказаться от договоренности, согласно которой «Росатом» должен был построить АЭС. Нийнистё осудил замыслы правительства посодействовать проекту и указывал на то, что внешняя политика Финляндии совпадает не с личными интересами страны, а с желанием угодить Российской Федерации. Премьер-министр Финляндии Александр Стубб  (2014-2015 гг.; партия «Национальная коалиция») утверждал, что Суоми нужно продолжать сотрудничество с РФ по данному проекту, невзирая на введённые санкции. Также он заявлял, что проект слишком ценен, и смешивать его с политикой неуместно. Министр экономики Финляндии Ян Вапаавуори (2012-2015 гг.; партия «Национальная коалиция», сейчас мер Хельсинки) полностью поддержал премьер-министра Александра Стубба и выступал за росатомовский проект на территории Финляндии. Он же подписывал договор о сотрудничестве в ядерной сфере с «Росатомом» в феврале 2014 г.

Поэтому уже в сентябре 2014 г. через позволение Стубба на выдачу разрешения для «Фенновоймы» на возведение атомной станции о своём выходе из правящего альянса заявил «Союз зелёных». Можно констатировать тот факт, что проект «Росатома» развалил правящую коалицию Финляндии.

Тогдашний европарламентарий финн Олли Рен (Партия «Финляндский Центр»; ныне директор Банка Финляндии) сообщал Financial Times, что желание возведения  новой атомной станции на данное время следует считать недоскональным, как в экономической плоскости, как и в политической. Рен также заявлял, что протест против АЭС зиждится на твёрдой вере в то, что Европе следует сплочённо вести политику в отношении Москвы. Ещё он добавил, что ЕС хочет добиться уменьшения энергозависимости от РФ и отмены энергетических проектов с её участием. Но постройка АЭС была всё-таки санкционирована финским правительством в 2014 году. С этого можно сделать вывод, что финское правительство взяло на вооружение в первую очередь прагматизм, а не политику, которую начала проводить Европа в отношении России (имеются в виду санкции).

Далее важно упомянуть следующий факт: в 2015 г. «Фенновойма» и «Росатом» использовали уловку с фиктивной хорватской компанией «Migrit Solana Energia», которой на самом деле не существовало. Это было сделано из-за того, что не доставало материальных ресурсов для реализации плана постройки АЭС, который должна была одобрить эдускунта (парламент).

Сейчас генеральным директором «Фенновоймы» является Тони Хемминки, который ранее работал в компании «Rautaruukki» (производитель сталей), где он занимал руководящие должности по стратегии, энергетике, технологиям и окружающей среде. Отметим, что в Совете директоров «Фенновоймы» есть двое россиян: Анастасия Зотеева, генеральный директор «Rusatom Energy International» (дочерняя компания «Росатома») (в этой компании с 2012 г.) и Константин Кряжевских, главный юрисконсульт «Rusatom Energy International». Все остальные члены совета директоров финны.

Разработка котлована АЭС стартовала зимой 2016 г.  «Титан-2» (русская фирма) является главным подрядчиком на строительстве финской атомной станции. Также уже был проведён обучающий курс для персонала компании «Фенновойма», который читали россияне. Консультативной атомной станцией для «Ханхикиви-1» является Ленинградская АЭС-2. Делаем вывод, что «Росатом» полностью рассчитывает на положительный исход проекта.

В 2017 г. STUK  (финский надзорный орган по радиационной и ядерной безопасности) не выдаст «Фенновойме» разрешение на строительство. В STUK отмечают, что разрешение зависит от правдивости в отчётах. Если проект всё-таки будет полностью осуществлён, то это якобы поможет Финляндии понизить энергозависимость от импорта. Годовой расход на закупаемую электроэнергию составляет 7-8 млрд евро. Но тут сразу отмечаем, что это повысит зависимость от РФ, поскольку «Росатом» акционер проекта и топливо, которое должно на АЭС использоваться тоже будет российским.

По поводу отношений Финляндии и компании «Газпром» нужно указать на следующее. Голубое топливо в Финляндию доставляется больше 40 лет с территории России. Четверть века компаньоном России являлась финская компания «Neste» («Несте»), которая в 1998 г. объединилась с другой фирмой в предприятие «Фортум», с которой «Газпром» поддерживает крепкие связи. Также было создано акционерное общество «Газум» («Gasum») (генеральный директор с 2014 г. – Джоанна Ламминен, членами совета директоров являются все финны) в 1994 г., которое занимается сбытом газа в Суоми. Два года назад произошёл скандал между «Газпромом» и «Газумом». Финляндия была недовольна ценой на газ, и требовала понижения цен. Был инициирован суд в Стокгольмском арбитраже (Международный арбитражный суд). «Газпром» продал свои активы «Газуму»  (а это около 25%). Чтоб на самом деле не доходить до суда финны заявили, что договорились с «Газпромом» о переоценке договора до рассмотрения разногласий в Стокгольмском арбитражном суде. В конце 2015 г. «Газпром» и «Газум» пролонгировали договор о снабжении Финляндии газом аж до конца 2031 г. Если быть точнее, то газоснабжение Финляндии происходит через «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» (дочерняя компания «Газпрома»).

Если говорить о «Северном потоке-2», то известно, что  Суоми рассматривает постройку этой газовой артерии как чисто экономический проект, который должен быть осуществлён согласно с принятыми правилами. Для финнов в этом проекте альфой и омегой является точный анализ влияния «Северного потока-2» на экологию, об этом говорил премьер Финляндии Юха Сипиля в конце 2016 г. Иное мнение имеет Антто Вихма (работник Института внешней политики Финляндии). Он твёрдо убеждён  в том, что с помощью масштабных энергетических программ (как в случае с «Северным-потоком-2») стремятся влиять и  в политической сфере.

Финляндия стала едва ли не последней надеждой на возможность строительства данного трубопровода. А случилось так из-за Швеции, которая отказала в аренде шведских портов (шведы решили, что  использование портов окажет негативное влияние на шведские военно-политические интересы) плюс осознание того, что с такими странами, как Польша, Эстония, Литва и Латвия отношения испорчены и взять в аренду их порты для строительства будет невозможно. Поэтому России нужно было договариваться с Финляндией, иначе произошла бы патовая ситуация. В декабре 2016 г. премьер-министр РФ Дмитрий Медведев с официальным визитом поехал в Финляндию, где обсудил «Северный поток-2» с финским правительством. В результате уже в марте 2017 г. начались подготовительные работы для постройки газопровода. Таким образом, «Северный поток-2» был «запущен» финским согласием указанием лишь на его коммерческую сторону.

Несколько слов следует сказать о  нефтяной сфере в Финляндии. На сегодня в Финляндии запасов «чёрного золота» нет, его добыча не производится. Свои потребности в нефти финны удовлетворяют с помощью импорта из Норвегии (14,8 %) и РФ (84,7%). Ещё с середины ХХ века в Суоми существовала фирма «Тебойл» («Teboil»).  Русская нефтяная компания «Лукойл» в 2005 г. купила финскую компанию «Тебойл». Вместе с «Тебойлом» «Лукойл» в Финляндии покупает и  Suomen Petroolі, и через некоторое время ConocoPhillips Finland. Две последние объеденены с «Тебойл» в 2008 г.  Штаб-квартира находится в г. Вантаа. «Тебойл» является второй самой большой нефтяной компанией Финляндии. К примеру, оборот компании в 2016 г. составил 1,8 млрд. евро, а её доля на рынке нефтепродуктов в Финляндии составила 26,9%. Видим, что Россия является фактически монопольным импортёром нефтепродутов на территории Финляндии. Как следствие зависимость в этой отрасли может влечь за собой уступки на политической арене со стороны финнов.

Подводя итоги вышесказанному нужно отметить то, что Российская Федерация имеет значительное экономическое влияние на Финляндию, которое преобразовывается в политическое. Например, показательным является проект строительства АЭС при участии России в северо-западной Финляндии, который пытаются внедрить вопреки экономическим санкциям. Политический коллапс осени 2014 г. в правительстве Финляндии свидетельствует о том, что финский политикум разбился на два лагеря: приверженцев проекта «Ханхикиви-1» с участием России и его противников. Как видим против выступает «Союз зелёных» и партия «Центр», когда партия «Национальная коалиция» по сути лоббировала этот проект и дала ему «зелёный свет», важно отметить, что действующий президент Финляндии с 2012 г. Саули Нийнистё также состоит в этой партии. Эту партию следовало б подозревать в связях с «Фенновоймой» и «Росатомом».  Весомая доля газового и нефтяного рынка Финляндии находится под непосредственным влиянием РФ. Важной вехой в отношениях между этими двумя странами является «Северный поток-2», на строительство которого Финляндия любезно согласилась якобы не видя российских геополитических притязаний в этом проекте. Таким образом, экономическая составляющая российско-финских отношений прямо пропорционально влияет на политический сектор.

Ольга Шалыга 

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!