Россия масштабирует производство дронов с помощью китайских деталей

Россия активно наращивает производство боевых беспилотников для войны против Украины, используя китайские технологии и компоненты, несмотря на западные санкции, свидетельствуют внутренние документы российской компании Aero-HIT. Источник: Bloomberg

Согласно этим данным, компания Aero-HIT при поддержке российских властей наладила сотрудничество с китайскими поставщиками и инженерами, в том числе с представителями Autel Robotics, одного из крупнейших производителей дронов в Китае. С начала 2023 года российская фирма работала над локализацией производства дрона Autel EVO Max 4T, разработанного для гражданского использования, но показавшего высокую эффективность в бою. Эта модель устойчива к радиоэлектронной борьбе и может быть интегрирована в российские ИТ-системы.

По заявлению Aero-HIT, ее завод в Хабаровске уже способен производить до 10 000 беспилотников в месяц, а в будущем планируется выпускать до 30 000 дронов в год. Основной продукцией стала модель «Велес» — FPV-дрон, позволяющий оператору видеть поле боя в реальном времени. Эти дроны используются в Херсоне и других зонах боевых действий. Один из заказов на 100 таких дронов оценивался в 8 миллионов рублей.

США ввели санкции против Aero-HIT в июне 2024 года, указав, что её дроны применяются российскими войсками для ударов по украинским целям. Также под санкции попали связанные с проектом китайские компании, включая Shenzhen Huasheng Industry и фирму Renovatsio-Invest, которая занималась закупкой китайских комплектующих.

Документы раскрывают, что Россия строила цепочку поставок с участием различных посредников, в том числе из отраслей, не связанных напрямую с обороной — логистики, морепродуктов и сельского хозяйства. Переговоры о сотрудничестве начались ещё в 2022 году, вскоре после начала полномасштабного вторжения, и включали строительство специального складского комплекса в Хабаровске для импорта китайских компонентов.

Одним из ключевых участников проекта стал бывший сотрудник КГБ и сенатор от оккупированного Херсона Константин Басюк, чья компания Komax управляет аэропортом Хабаровска. По данным российской документации, именно через Komax и контролируется Aero-HIT.

Во время визита Путина в Китай в мае 2024 года он побывал в Харбинском технологическом институте — учебном заведении с тесными связями с китайскими военными. Как следует из переписки, институт участвовал в разработке проекта, включая совместное производство и обучение инженеров.

Китайская сторона официально отрицает любые поставки военных технологий или дронов России. Autel Robotics заявила, что не имеет деловых отношений с российскими компаниями с февраля 2022 года. Однако документы указывают на то, что контакты продолжались, хотя и могли быть неофициальными или вестись через отдельных сотрудников и дистрибьюторов.

Несмотря на ужесточение китайских экспортных ограничений в сентябре 2023 года, Россия сумела сохранить импорт компонентов. Производство в Хабаровске к тому моменту уже работало и выпускало сотни беспилотников ежемесячно.

В начале 2024 года Aero-HIT представила свою продукцию на кремлевском бизнес-форуме и направила в администрацию президента предложения по развитию производства «Велеса», не упоминая о китайском участии. Одновременно дроны массово поступали на фронт. Так, в марте этого года один из батальонов в Херсоне получил 20 дронов с аккумуляторами, а в августе Минобороны заказало у компании 5000 единиц.

Позже поступил запрос на закупку еще 100 дронов от десантной дивизии в Пскове. Сделку сопровождала компания Aeromar-DV, предоставляющая услуги питания «Аэрофлоту». Эта же фирма перевела около 8 миллионов рублей за партию «Велесов».

Ранее сообщалось, что Китай снабжает военные заводы России станками, спецхимией и порохом.

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!