Китай уличили в махинациях с экспортом авто в Россию

Китайские автопроизводители уличены в многолетней практике завышения объемов продаж за счет схем серого экспорта, в том числе при поставках автомобилей в Россию. Источник: Reuters

По словам консультанта Китайской ассоциации автодилеров Ван Мэна, в 2024 году из 436 тысяч экспортированных машин около 90% имели нулевой пробег, несмотря на то, что формально проходили как подержанные.

7 июня председатель автоконцерна Changan Чжу Хуаронг на отраслевой конференции в Китае призвал остановить экспорт автомобилей с нулевым пробегом под видом подержанных. Он отметил, что такие махинации могут нанести серьёзный ущерб репутации китайских брендов за рубежом.

В случае поставок в Россию схема выглядела следующим образом: автомобили выкупались дилерами или экспортерами прямо с заводов, регистрировались в Китае как бывшие в употреблении, а затем направлялись за границу. Поставки шли в том числе через страны Центральной Азии — Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан, а также через Ближний Восток.

До 2023 года такая схема активно использовалась при экспорте через Кыргызстан, входящий в Евразийский экономический союз. Из-за упрощенной процедуры растаможки и отсутствия строгих требований к стоимости авто российские и кыргызские дилеры занижали цену в документах. Например, новая машина могла быть указана как стоящая всего $4–6 тыс., что позволяло существенно сократить размер пошлин. После растаможки автомобили направлялись в Россию или Казахстан.

В 2023 году Россия запретила продажу новых автомобилей от брендов, у которых есть официальные дистрибьюторы в стране. В ноябре того же года бюро торговли китайского города Хэйхэ на границе с РФ признало, что этот запрет коснулся крупнейших марок — Chery, Changan и Geely. А с 1 апреля 2024 года в России вступили в силу новые правила расчета пошлин на импорт из стран ЕАЭС, чтобы пресечь ценовые манипуляции.

Такие схемы позволяли китайским производителям и дилерам искусственно наращивать экспортную статистику, избегать налогов, получать государственные льготы как в Китае, так и в России, а также избавляться от складских излишков. Reuters отмечает, что власти как минимум 20 регионов КНР оказывали поддержку этим операциям, выдавая экспортные лицензии и создавая благоприятные логистические условия. В результате серый экспорт стал одним из инструментов выполнения экономических планов, установленных Коммунистической партией Китая.

Напомним, Китай стал решающим поставщиком для военной машины России.

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!