Несмотря на западные санкции, введенные после российского вторжения в Украину в 2022 году, грузовики европейского производства — такие как Volvo, MAN, Mercedes и Scania — продолжают появляться на дорогах России через сложные схемы фиктивного реэкспорта с участием Грузии и ее соседей в регионе. Источник: anhor.uz
Авторы расследования собрали и проанализировали данные из международных торговых баз Volza, Importgenius, Exportgenius, Comtrade, Sayari и Trademo, а также из официальной статистики Грузии, Армении, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Сопоставление этих данных позволило выявить несоответствия и скрытые маршруты поставок.
Согласно расследованию, грузовики из Европы поступают в Грузию, где оформляются как предназначенные для реэкспорта в страны Центральной Азии или другие «третьи страны». Однако на деле значительная часть техники направляется в Россию — либо напрямую, либо через транзитные остановки. VIN-коды и сопоставленные торговые данные показывают, что фактический получатель грузов часто не совпадает с указанным в документах.
Из более чем 300 проверенных VIN-кодов 110 грузовиков были обнаружены в России, что является прямым нарушением санкционного режима. Расследование выявило несколько типичных схем. В одном варианте грузовики формально продаются из Грузии, например, в Турцию, но на деле отправляются в Россию. В другом — техника направляется в Казахстан, Кыргызстан или Узбекистан, но физически остаётся в России, через которую фактически проходит основной маршрут. Такие манипуляции приводят к расхождениям между грузинской таможенной статистикой и данными стран-«получателей». В результате сотни грузовиков «исчезают» по дороге.
С 2022 года страны ЕС и G7 запретили экспорт тяжелой техники, включая грузовики, в Россию, чтобы ослабить ее экономику и военный потенциал. Ведущие автопроизводители ушли с российского рынка. Но благодаря описанным схемам грузовики европейских марок продолжают свободно продаваться в стране. На российском сайте Avito.ru размещено более тысячи объявлений о продаже таких машин, причем многие из них произведены уже после введения санкций — в 2023–2025 годах.
Изучение торговли грузовиками началось с анализа официальных данных по импорту и экспорту Грузии. Импорт из Европы рос и до войны, но после 2022 года этот рост стал особенно выраженным. При этом значительная часть прицепов и грузовиков, ввозимых в Грузию, затем экспортируется не напрямую в Россию, а в так называемые третьи страны — Армению, Азербайджан, Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан и Таджикистан. Например, в Казахстан с 2022 по апрель 2025 года было экспортировано 322 прицепа — по сравнению с 14 за весь период с 2019 по 2021 годы. Аналогичная ситуация наблюдается и с Кыргызстаном: до войны туда за 9 лет отправили всего 31 прицеп, а за три года после — уже 295. Общая стоимость экспорта выросла в 19 раз.
Соседняя Армения также стала важным узлом: если в 2021 году из Армении в Россию было отправлено 10 грузовиков, то в 2022-м — уже 9256, что означает рост на 92 460%. Увеличение торговли техникой в обход санкций подтверждают и данные ООН.
Формально Грузия не нарушает санкции: грузы направляются в третьи страны, а не в Россию. Согласно местному законодательству, власти не обязаны отслеживать перемещение груза после того, как он покидает территорию страны. Но это открывает лазейки для обхода санкционного режима.
Напомним, РФ обходит санкции через Кавказ, ввозя роскошные западные авто.
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
Tweet