Российские силовики установят слежку за россиянами через маркетплейсы

Российские силовики получат доступ к расширенным данным пользователей маркетплейсов и онлайн-досок объявлений, говорится в проекте постановления правительства, подготовленном Минцифры. Документ предполагает, что владельцы онлайн-площадок будут обязаны передавать в правоохранительные органы не только базовую информацию о пользователях, но и технические данные об устройствах, с которых осуществляется вход, а также о местонахождении. Источник: Forbes 

Первый вариант документа появился в мае. В нем говорилось, что маркетплейсы и классифайды должны предоставлять правоохранительным органам сведения, указанные пользователями при регистрации: номера телефонов, электронную почту, IP-адреса и информацию о совершенных покупках и заказанных услугах. Однако в обновленной версии перечень данных значительно расширен.

Согласно новой редакции, владельцы интернет-площадок обязаны будут предоставлять также сетевые адреса и порты, слепок операционной системы, user-agent, уникальные идентификаторы пользователей (UID), IMEI и IMSI — идентификаторы мобильных устройств и сим-карт, MAC-адреса и данные о геолокации устройств, через которые был осуществлен вход. Все эти сведения должны передаваться в течение 24 часов через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая используется для обмена информацией между государственными органами и коммерческими структурами.

В Минцифры пояснили, что расширение списка данных необходимо для более эффективного противодействия кибермошенничеству. Кроме того, такой подход позволит сократить количество дополнительных запросов со стороны правоохранительных органов, так как будет сразу доступна более полная информация.

Эксперт по кибербезопасности и директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров назвал это решение серьезным шагом в сторону усиления государственного контроля над цифровым пространством. Он отметил, что такая мера приведет к значительному снижению анонимности онлайн-действий пользователей.

Ассоциация больших данных, в которую входят крупнейшие технологические и телекоммуникационные компании России, включая «Яндекс», VK, «Сбер», «Ростелеком», МТС и другие, выразила сомнение в технической реализуемости новых требований. В ассоциации отметили, что многие компании не собирают и не хранят такие данные, как слепки операционной системы, IMEI, IMSI или MAC-адреса, особенно если не имеют собственной мобильной инфраструктуры. Представители отрасли призвали власти найти баланс между интересами государства и реальными возможностями бизнеса.

Если документ будет утвержден, новые требования вступят в силу с 1 сентября 2025 года.

Ранее сообщалось, что спецслужбам РФ упростили слежку за россиянами в Интернете.

# #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!