На российских стриминговых платформах этой весной появилось множество новых сериалов, в которых очевидна агрессивная государственная пропаганда. Один из таких — драма «Рослы», посвященная Зимней войне между СССР и Финляндией. Хотя действие сериала происходит в 1940 году, сюжет, реплики и атмосфера откровенно отсылают к сегодняшней войне России против Украины. Источник: Yle
По мнению иностранных журналистов, российская пропаганда больше не ограничивается государственным телевидением — она распространилась и на популярные у молодежи видеосервисы.
Это стало возможным благодаря щедрой поддержке Кремля, который ежегодно выделяет свыше 400 миллионов евро на фильмы, сериалы и другие медиапроекты, продвигающие «патриотизм», религию и «традиционные ценности». Обсуждение же таких тем, как сексуальность, политика или психическое здоровье, в российском искусстве практически запрещено.
Сериал «Рослы» рассказывает о вымышленном офицере Иване Рослом, которого руководство военной академии отправляет воевать на Карельский перешеек после того, как он осмеливается выступить против приказов. Уже в первых сериях зрителю дается понять: фронт — это не подвиг, а форма наказания для инакомыслящих.
Зимняя война в сериале подается как вынужденное, но оправданное наступление СССР, хотя прямо признается, что именно Советский Союз напал на Финляндию. Чтобы оправдать вторжение, финнов изображают жестокими и бесчеловечными. В одной из сцен молодая женщина рассказывает главному герою, что финны убили ее родителей «ради забавы». Подобный прием, как отмечают аналитики, классический элемент пропаганды: превращение врага в чудовище, чтобы обесчеловечить его и оправдать насилие.
Другой эпизод показывает беседу Рослого с Алексеем Ларионовым, бывшим сослуживцем Маннергейма. Ларионов утверждает, что Финляндия и ее союзники намерены напасть на СССР, и что Швеция лишь делает вид, будто сохраняет нейтралитет. Таким образом в сериале создается образ Финляндии как «инструмента злого Запада», не имеющего собственной воли. Это перекликается с общим нарративом российской пропаганды, которая считает, что страны Балтии, Украина и Финляндия управляются США и ЕС.
Кроме того, главный герой — Рослы — типичный образ русского «героя» в современных российских фильмах. Он идет против приказов, нарушает иерархию, но благодаря результатам не только не наказывается, а наоборот — удостаивается награды от самого Сталина. Этот образ иллюстрирует распространенную в России установку: если победил, значит, прав. Именно так Кремль оправдывает и сегодняшние военные преступления на оккупированных территориях Украины — похищения, пытки, изнасилования.
Женские персонажи в сериале представлены в соответствии с современными российскими идеалами. Первая жена Рослого — негативный образ: эгоистичная, независимая, не желающая мириться с семейными трудностями. Такая женщина в современной российской культуре — чужая. И наоборот, вторая линия повествования показывает, что женщина должна быть поддержкой мужчине и слепо принимать решения государства.
Одна из наиболее тревожных сцен — попытка изнасилования: красноармеец пытается надругаться над русской женщиной. Но вместо того, чтобы наказать насильника, главный герой защищает его, объясняя поступок «плохим воспитанием». Это четко отражает подход современной российской пропаганды: оправдать любое насилие, если оно совершается во имя «высшей цели».
Таким образом, через сериалы Россия ведет пропагандистскую атаку не только на Украину, но и на Финляндию, представляя ее угрозой, частью Запада и оправдывая собственную агрессию. История в этих произведениях переписывается с одной целью — подготовить общественное мнение к продолжению конфронтации и милитаризации.
Напомним, Россия усилила агрессивную пропаганду против Финляндии.
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
Tweet