RLI: Кремль использовал Стамбульские переговоры для манипуляций и затягивания войны

Переговоры между Россией и Украиной, которые прошли в Стамбуле в марте 2022 года, поначалу вызывали осторожный оптимизм относительно возможности дипломатического урегулирования войны. Однако, как отмечают cпециалисты Института Роберта Лансинга, эти переговоры с самого начала стали частью стратегии Кремля, направленной не на мир, а на манипулирование, затягивание времени и подрыв переговорного процесса. Источник: RLI

Украинская сторона предлагала нейтралитет и гарантии безопасности в обмен на вывод российских войск и восстановление территориальной целостности. В ответ Москва демонстрировала готовность к диалогу, но фактически использовала переговоры для затягивания паузы. Россия постоянно меняла условия, избегала конкретных соглашений и параллельно усиливала военные действия на Донбассе, атакуя также гражданскую инфраструктуру.

Эксперты подчеркивают, что Кремль не имел намерения добиваться мира, который бы уважал суверенитет Украины. Его главной целью было и остается сохранение Украины в зоне своего влияния. Россия использовала переговоры как тактический инструмент — чтобы выиграть время, перегруппироваться и оценить готовность Запада к поддержке Киева.

Кроме того, участие в переговорах использовалось Москвой в пропагандистских целях: Кремль хотел создать впечатление доброй воли, при этом продолжая агрессию. Параллельно Кремль пытался оказать давление на Украину, вынудить ее к уступкам, а также деморализовать украинское общество и западных союзников.

По мнению RLI, Россия подрывает мирные инициативы по нескольким причинам. Во-первых, Кремль стремится сохранить контроль над оккупированными территориями, особенно Крымом и частями восточной Украины. Во-вторых, завершение войны через компромисс перечеркнет официальное оправдание вторжения — так называемую «денацификацию» и «демилитаризацию». В-третьих, Россия надеется на усталость Запада и на то, что длительная война дестабилизирует как Украину, так и Европу. Кроме того, мирное соглашение может повлечь международное расследование военных преступлений, чего Кремль хочет избежать.

Отдельно в докладе рассматривается роль санкций. Хотя они нанесли экономический ущерб России, их политическая эффективность остается ограниченной. Москва адаптировалась, усилив связи с Китаем, Ираном и другими государствами. Однако в среднесрочной перспективе санкции могут ослабить военный потенциал России и уменьшить устойчивость режима. Новые ограничения, направленные на третьи стороны, особенно в Центральной Азии и на Кавказе, могут повысить издержки для Кремля.

Эксперты призывают Запад сместить фокус с дипломатических попыток к усилению военного и экономического давления. При этом крайне важно поддерживать устойчивость Украины через поставки оружия, экономическую помощь и долгосрочные гарантии безопасности. Также подчеркивается необходимость разоблачать российскую дезинформацию и готовиться к будущим переговорам — но только на более жестких условиях и с международными гарантиями.

Поведение России в Стамбуле не является исключением. Аналогичные схемы Кремль применял во время Минских соглашений 2014–2015 годов, мирных переговоров по Сирии и конфликта с Грузией в 2008 году. Все эти случаи показывают, что для России переговоры — это не путь к миру, а средство достижения своих целей другими способами.

RLI подчеркивает, что Стамбульские переговоры провалились, потому что Кремль с самого начала не стремился к результату. Переговоры рассматривались как тактическая пауза, а не как реальный путь к урегулированию. Такое поведение вписывается в более широкую стратегию России, которая не признает суверенитет соседних стран и использует дипломатию как ширму.

Отдельное внимание в докладе уделено отношениям между Россией и США. По мнению аналитиков, Кремль не уважает Белый дом в стратегическом смысле. Он рассматривает Вашингтон как главного геополитического соперника и препятствие для реализации российской модели глобального влияния. Путин стремится подорвать авторитет США, особенно в сфере международной безопасности.

США, с точки зрения Москвы, не являются партнёром, а объектом дискредитации. Кремль пытается выставить США как слабое государство, неспособное соблюдать свои обязательства и защищать союзников. Россия поддерживает альтернативные центры силы, такие как Китай, Иран и блок БРИКС, чтобы бросить вызов мировому порядку, возглавляемому США.

Даже когда Россия вступает в переговоры с США, делает она это ради тактических выгод — ослабления санкций, выигрыша времени или создания иллюзии конструктивности. Однако параллельно Кремль нарушает негласные договоренности, собирает разведданные и пытается расколоть Запад.

В своей долгосрочной стратегии Путин стремится к миру без доминирования США. Он поддерживает режимы-изгои, вмешивается в конфликты и использует любую возможность для дестабилизации. Кремль не стремится к сотрудничеству — любое взаимодействие с США рассматривается как временное и выгодное только при соблюдении интересов Москвы.

Авторы доклада подчеркивают, что США не могут «заставить» Россию к миру обычными средствами. Давление должно быть косвенным — через повышение цены продолжения войны. Это включает в себя поставки более современного оружия Украине, разрешение ударов по целям в России, давление на российский энергетический сектор и акцент на изоляции Кремля в международной арене.

Принудить Россию к миру можно только создав для нее такие условия, при которых продолжение войны станет слишком затратным и стратегически неустойчивым. Необходимо обеспечить единство западных союзников, последовательность политики независимо от политических циклов и четкую установку на то, что мир без справедливости лишь приведет к новым войнам.

Напомним, спецслужбы РФ развернули кампанию «Матрешка» для оправдания срыва переговоров в Турции.

# # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!