Панама исключила сотни судов из реестра из-за санкций и давления США

Панама исключила из своего судового реестра более 650 кораблей с 2019 года в ответ на санкции США и с целью ужесточения контроля над судами, ходящими под ее флагом, говорится в официальном заявлении Управления по морскому праву Панамы (AMP). Источник: Reuters

Только с прошлого года из реестра, который считается одним из крупнейших в мире и насчитывает более 8500 судов, были выведены 214 кораблей. Исключенные суда больше не имеют права использовать флаг Панамы.

Эти меры стали реакцией на критику со стороны неправительственной организации «Объединенные силы против ядерного Ирана» (UANI), которая обвинила Панаму в недостаточных действиях против нарушителей международных санкций. Организация потребовала немедленно прекратить содействие незаконной торговле нефтью из Ирана и лишить флага все танкеры, задействованные в таких перевозках. По данным UANI, почти каждое пятое судно, подозреваемое в транспортировке иранской нефти, ходит под панамским флагом.

В заявлении отмечается, что проблема выходит за рамки технических сбоев в реестре. Панама заявила, что речь идет о прямой угрозе соблюдению международных санкций, а также безопасности региона и США.

Еще в 2019 году Панама подписала соглашение с другими странами, предоставляющими флаг, включая Либерию и Маршалловы Острова. Документ предусматривает обмен информацией о судах, чья регистрация была аннулирована или отклонена из-за подозрений в нарушении санкционных режимов. Также Панама начала принимать меры против судов, которые намеренно отключают транспондеры, чтобы скрыть свое местоположение.

В мае текущего года власти страны объявили о планах усилить контроль за судами под своим флагом. Поводом стало увеличение числа танкеров, принадлежащих так называемому теневому флоту, который используется для обхода санкций и экологических норм.

В Панаме действует система открытого реестра. Это означает, что любое юридическое или физическое лицо, независимо от гражданства, может регистрировать суда под панамским флагом в неограниченном количестве. По данным Конференции ООН по торговле и развитию, в 2023 году под флагом Панамы ходило около 16% всего мирового торгового флота.

Профессор международного морского права Гамбургского университета Александер Проэльс объяснил, что Панама является типичным примером государства с «удобным флагом». Такие страны позволяют судовладельцам регистрировать корабли за сравнительно низкую плату, обходя при этом более жесткие нормы трудового законодательства и правила судоходства. По словам эксперта, предоставление таких услуг приносит Панаме значительную прибыль, но проблема «удобных флагов» существует уже несколько десятилетий и, скорее всего, не может быть решена в рамках существующего международного морского права. Все предыдущие попытки исправить ситуацию потерпели неудачу.

Ранее сообщалось, что Панама отзовет регистрацию у сотни судов, связанных с «теневым флотом» РФ.

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!