РФ наращивает экспорт нефти в Индию с участием судов под санкциями

Россия продолжает наращивать поставки нефти в Индию, и новый рекорд запланирован уже в мае: по оценке аналитических компаний Kpler и Vortexa, суточный объем импорта российской нефти в Индию поднимется до 2,196 млн баррелей. При этом в сложной цепочке морских перевозок регулярно участвуют танкеры, находящиеся под американскими и британскими санкциями, что ставит под сомнение заявленную позицию Нью-Дели об отказе принимать такие суда. Источник: Bloomberg

На прошлой неделе на нефтеперерабатывающий завод в Джамнагаре на западе страны прибыл примерно миллион баррелей сорта Sokol с Дальнего Востока России: половина груза прошла через две перегрузки с судна на судно, и в одной из них участвовал танкер, ранее попавший под санкции США. По данным Kpler, другие суда из американского черного списка везут партии того же сорта, которые должны выгрузиться в Индии в июне.

Особенно показателен маршрут судна Viktor Titov, отмеченного в январском санкционном пакете США: в конце марта оно приняло около 500 тыс. баррелей Sokol у российского терминала, затем перевалило груз на танкер Night Glory и направилось в малайзийские воды, где произошла новая перегрузка на судно Cordelia Moon; именно оно в конце мая доставило нефть в Джамнагар. Night Glory и Cordelia Moon фигурируют в санкционном списке Великобритании, но формально не подлежат наказанию в Соединенных Штатах. Похожие операции проделывают танкеры Captain Kostichev и Victor Konetsky, также находящиеся под санкциями США: первый загрузил 699 тыс. баррелей Sokol на «Сахалине-1» и перевалил сырье на судно Monte 1, ожидаемое в Джамнагаре в начале июня; второй передал груз все тому же Night Glory. При этом часть танкеров меняет заявленный пункт назначения уже в пути, усложняя отслеживание логистики.

Для Москвы Индия стала ключевым рынком после начала полномасштабной войны против Украины в 2022 году: западные трейдеры в значительной степени отказались от российских поставок, а введенные США, ЕС и странами G7 ценовые и транспортные ограничения призваны сохранить поток сырья на мировой рынок, одновременно сокращая доходы Кремля. Вашингтон регулярно расширяет санкционные списки, но, как замечает основательница консалтинговой компании Vanda Insights Вандана Хари, индийские НПЗ «берут просчитанный риск» и страхуются тем, что формально несут ответственность лишь за прием груза, а не за путь танкера. Эксперт добавляет, что пока США не ужесточают нефтяные санкции, индийские переработчики вряд ли откажутся от дешевых российских баррелей; если политика изменится, заводы, скорее всего, на время сократят закупки, чтобы избежать вторичных мер.

Нью-Дели официально утверждает, что следует только ограничениям, одобренным Совбезом ООН, а не односторонним решениям отдельных стран и коалиций. Ранее индийские власти заявляли, что судам из американского санкционного списка нельзя будет разгружаться в портах страны, однако практика показывает, что маршрутные схемы с перегрузками фактически обходят это правило. Пока Евросоюз обсуждает предложение снизить потолок цены на российскую нефть с 60 до 50 долларов за баррель, Россия с помощью так называемого теневого флота и посреднических компаний укрепляет позиции на азиатском рынке, а Индия, балансируя между геополитическими рисками и выгодой, продолжает оставаться крупнейшим покупателем российских баррелей за пределами Китая.

Напомним, Россия пользуется отсутствием санкций против ряда танкеров для поставок в Индию.

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!