ЕС сталкивается с российской угрозой, которая выходит далеко за рамки войны Москвы против Украины. Каждый день действия Кремля наносят ущерб европейским интересам в ключевых регионах и областях. Тем не менее, блок борется с тем, как реагировать, находясь в ловушке между переоценкой силы Москвы и недооценкой ее враждебности. Согласно новому докладу Института ЕС по изучению проблем безопасности, Европе нужна стратегия не просто сдерживания или укрепления устойчивости, а «ослабления России» — систематического снижения способности Кремля наносить вред блоку.
Давайте будем реалистами: да, Россия — это мировая держава, которая может нанести ущерб основным интересам ЕС и наносит его. Но она также теряет экономические, дипломатические и демографические позиции. Ее «неограниченное партнерство» с Китаем становится все более несбалансированным, поскольку Пекин командует. Многие из так называемого Глобального юга по-прежнему опасаются стать пешками в ее геополитических играх. И во всем мире ей часто приходится компенсировать стратегические слабости бравадой и импровизацией.
Однако опасность Москвы заключается именно в ее маневренности. Она может вмешиваться в европейские демократии, разжигать нестабильность в Африке и на Ближнем Востоке и поддерживать авторитарные режимы по всему миру, имея лишь скромные ресурсы.
Пришло время ЕС дать отпор и ударить Кремль по больному месту.
Одной из самых непосредственных угроз, с которой может справиться ЕС, является так называемый «теневой флот» России — танкеры, перевозящие нефть через европейские воды под мутным руководством, уклоняющиеся от санкций и финансирующие военную машину президента России Владимира Путина. Блок мог бы действовать без промедления, агрессивно контролируя территориальные воды и исключительные экономические зоны, особенно в Средиземном, Балтийском и Северном морях. Если у судов нет действительной страховки или они представляют угрозу для окружающей среды, он должен конфисковать их.
Речь идет о принуждении, а не об эскалации. Это законно, эффективно и это перевернуло бы ситуацию с гибридной тактикой России.
ЕС также должен действовать умнее в вопросах сдерживания. Это значит не поддаваться запугиванию ядерным оружием и блефами России, а сосредоточиться на наращивании практической военной помощи Украине — от артиллерии до беспилотников и других масштабируемых систем — не оповещая заранее о своих действиях Москву.
По мере сближения Пекина и Москвы ЕС должен начать использовать экономические рычаги — будь то ужесточение проверки инвестиций или угроза целенаправленной заморозки экспорта товаров двойного назначения. Дипломатия Европы также должна продолжать разоблачать противоречие между заявленным уважением Китая к суверенитету и его потворством имперскому реваншизму Путина.
Далее следует битва нарративов. Информационная война России может быть дешевой, но она эффективна. Она наводняет эфир ложью, разжигая недовольство и манипулируя дебатами. Между тем, реакция Европы была раздробленной и робкой. Этому следует положить конец.
Блоку нужны реальные стратегические коммуникационные возможности для поддержки инициатив вроде EUvsDisinfo, поддержки независимых СМИ в уязвимых регионах и работы на местных языках. Послание? Демократия, самоопределение и суверенитет — это не западные концепции. Это универсальные принципы — и Россия их попирает.
Наконец, ЕС необходимо углубить свое региональное взаимодействие, чтобы вытеснить влияние России.
По мере сближения Пекина и Москвы ЕС должен начать использовать экономические рычаги — будь то ужесточение проверки инвестиций или угроза целенаправленной заморозки экспорта товаров двойного назначения.
На Западных Балканах это означает вознаграждение реформаторов и наказание обструкционистов, возможно, в небольших группах желающих, если нет общеблокового консенсуса. В Южном Средиземноморье это означает сотрудничество с Турцией для разрешения конфликтов, которые использует Россия. В Африке это означает поворот от реагирования на кризис к тому, чтобы действительно стать часто заявляемым «партнером по выбору», инвестируя в совместные усилия в области инфраструктуры, образования и критически важного сырья. В Индо-Тихоокеанском регионе это означает использование сильных сторон Европы как надежного партнера, открытого для торговли и сотрудничества по вопросам и вызовам, которые будут определять будущее: кибер и ИИ технологии.
У ЕС есть дипломатическое влияние, экономический вес, инструменты безопасности и послужной список поиска партнерств, а не установления сфер влияния. Однако ему нужно использовать эти активы с готовностью и стратегическим намерением.
Если это «лишение власти» России, ЕС должен думать и действовать в терминах власти — и иметь смелость использовать ее. Самое главное, ЕС не нужно чье-либо разрешение, чтобы сделать это.
В отличие от многих других вещей в Европе, «отключение» России не начнется с большого саммита — оно начнется с действий. Кремль уже играет в эту игру. Пришло время ЕС играть лучше.
Стивен Эвертс — директор Института исследований безопасности ЕС. Статья основана на новом отчете под названием «Ослабление России: как ЕС может противостоять Кремлю».
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
Tweet