GPS-помехи над Латвией рекордно выросли: власти связывают сбои с действиями РФ

В Латвии резко возросло количество помех в работе глобальных спутниковых навигационных систем — только за первые четыре месяца этого года в воздушном пространстве страны зарегистрировано 399 таких инцидентов. Это на 56,5% больше, чем за тот же период 2023 года, сообщили агентству LETA в государственном предприятии Latvijas gaisa satiksme (LGS), которое отвечает за аэронавигационные услуги. Источник: BB

Особенно заметный скачок произошел в апреле: за месяц было зафиксировано 109 случаев, что на 60,3% больше, чем в апреле прошлого года, когда их было 68. Всего с начала 2024 года зарегистрировано уже 820 эпизодов, тогда как за весь 2023 год их было 342, а в 2022 году — лишь 26. Эти данные подтверждают устойчивую тенденцию к росту количества помех и вызывают всё большую обеспокоенность у авиационных и кибербезопасностных структур.

В LGS указывают, что такие сбои стали регулярно фиксироваться с момента начала полномасштабной войны России против Украины. По мнению специалистов, именно с этим и связано появление навигационных помех — действия российских спецслужб могут быть направлены на дестабилизацию навигационного пространства вблизи границ ЕС и НАТО.

В свою очередь, в Гражданском агентстве авиации (ГАА) подтвердили, что тщательно анализируют все сообщения о сбоях GPS в латвийском воздушном пространстве. Там заверили, что, несмотря на потенциальное влияние на операционные процессы, такие сбои не несут угрозы безопасности полётов — ни для транзитных рейсов, ни для тех, что прибывают или вылетают из Латвии. Это объясняется тем, что в авиации используется несколько резервных систем, которые обеспечивают безопасность навигации даже в случае сбоев спутниковых сигналов.

Каждый зафиксированный случай GPS-помех передается на централизованный анализ в Европейское агентство авиационной безопасности (EASA), которое ведет учёт таких инцидентов по всему региону.

LGS, как стопроцентное государственное предприятие, обеспечивает управление воздушным движением и аэронавигационные услуги в латвийском воздушном пространстве. А CAA — регулирующий орган, отвечающий за реализацию государственной политики в сфере авиации, безопасность полетов, авиационную безопасность, а также контроль за соблюдением экологических норм в гражданской авиации.

Напомним, ранее в Финляндии самолет не смог приземлиться из-за помех GPS, созданных Россией.

О том, что за масштабным глушением GPS в Европе стоит Российская Федерация, ранее заявил эстонский генерал.

# # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!