Российские спецслужбы развернули масштабную тайную войну в Европе, используя наемников, представителей восточноевропейских диаспор и криминальные группировки для шпионажа, диверсий, покушений и поджогов. От Лондона до Варшавы, от Парижа до Штутгарта — за последние годы Европа столкнулась с новой формой гибридной агрессии, в которой задействованы агенты, неформально связанные с ГРУ и ФСБ, но выполняющие их задания по дестабилизации региона. Источник: Настоящее время
12 мая в Лондоне суд приговорил шестерых граждан Болгарии, работавших в интересах российских спецслужб, к лишению свободы сроком от пяти до десяти лет. С 2020 по 2023 годы они занимались слежкой за казахстанским политиком Бергеем Рыскалиевым, получившим убежище в Великобритании, готовили фейковую акцию протеста напротив казахстанского посольства в Лондоне, чтобы передать данные об участниках в Казахстан, отслеживали украинских сотрудников американской военной базы в Штутгарте, бывшего следователя СК РФ Кирилла Качура, а также журналистов-расследователей Романа Доброхотова и Христо Грозева.
В переписке осужденные обсуждали возможное похищение и даже убийство. Грозев рассказывал, что они пытались украсть его ноутбук, надеясь найти связи со спецслужбами, но в итоге похитили компьютер его покойной матери, где нашли лишь рецепты. Даже если бы они нашли его ноутбук, по словам журналиста, никакой секретной информации там не было.
Группа вела операции в Великобритании, Австрии, Испании, Германии и Черногории. При аресте в феврале 2023 года у них изъяли 221 мобильный телефон, 495 SIM-карт, 11 дронов, 110 цифровых устройств, включая хакерские программы, 91 банковскую карту и 75 документов, из которых 55 были на чужие имена.
По словам одного из осужденных, мотивацией были деньги — вознаграждение могло доходить до миллиона евро. По версии следствия, руководил шпионской группой гражданин Австрии Ян Марсалек, бывший операционный директор компании Wirecard, разыскиваемый Германией по обвинению в мошенничестве. Его, по данным журналистов, завербовали в конце 1990-х сотрудники ГРУ, и он, предположительно, скрывается в России по поддельным документам.
Доброхотов отмечает, что Марсалек был готов на любые действия ради острых ощущений, и в переписке неоднократно обсуждались способы убийства и похищения Грозева. В 2021 году Орлен Русев и Марсалек планировали похищение Грозева с целью переправки в Москву. Русев писал, что у него есть ресурсы, чтобы похитить журналиста, накачать его наркотиками и запереть, а затем подготовить экстрадицию.
Суд приговорил Русева к десяти годам и восьми месяцам тюрьмы. Остальные участники получили от шести до десяти лет. Вана Габерова, считавшая свою деятельность «захватывающей и гламурной», проведет в тюрьме почти семь лет. Катрина Иванова получила девять лет и восемь месяцев, Матихомир Иванович — восемь лет.
Роман Доброхотов считает приговор справедливым. По его словам, речь идет не просто о нарушениях порядка, а о работе на спецслужбы враждебного государства, и это первый случай, когда осуждены не кадровые агенты, а нанятые криминальные исполнители. Он подчеркивает: это новая тактика российских спецслужб — действовать через представителей криминального мира.
Доброхотов отмечает, что приговор должен послужить сигналом другим потенциальным агентам, что даже простая слежка — это уже тяжкое преступление с серьезным сроком. При этом, по его словам, сами российские спецслужбы не доверяли болгарам и не дали им добро на проведение диверсий в Великобритании, так как они были резидентами этой страны. Он добавляет, что исполнителей могли нанимать и мафиозные структуры, и ГРУ, и ФСБ.
Он приводит свежий пример: в Украине женщина, нанятая российскими спецслужбами, стреляла в блогера, поддерживавшего ВСУ. В Европе, по его словам, российские агенты активно используют мигрантов из Восточной Европы — молдаван, поляков, украинцев. Им легче перемещаться по ЕС, их меньше подозревают, ведь они не являются гражданами России. Таких людей используют как для мелких провокаций, например, пророссийских граффити в Париже, так и для настоящих терактов.
Россиян тоже привлекают. Перед Олимпиадой в Париже был арестован россиянин Грязнов, работавший поваром, но готовивший диверсию. Тогда же был задержан украинец, который случайно подорвал сам себя, подготавливая теракт. Всё это, по словам Доброхотова, лишь малая часть того, что действительно происходит.
Он напомнил о других операциях, в том числе о попытках отравлений — например, журналисток Елены Костюченко, Ирины Баблоян и главы фонда Free Russia Наталии Арно. Были и другие отравления, о которых информация не публиковалась. Это классическая тактика спецслужб России.
Также Доброхотов говорит о саботаже и покушениях, организуемых руками мафии. Диаспоры из Восточной Европы используются массово — благодаря паспортам, позволяющим безвизовые поездки, и низкому уровню подозрений. Масштаб происходящего огромен: от поджогов в Великобритании и Польше до покушения на немецкого промышленника в Германии.
Журналист уверен, что все это — координируемая из Кремля волна подрывной деятельности. Для этого созданы специальные части, объединяющие ГРУ и ФСБ и подчиняющиеся напрямую власти в Москве. История с Марсалеком и болгарами — лишь маленький фрагмент этой картины.
Он считает, что осужденных в Лондоне не будут обменивать, так как они не являются сотрудниками российских спецслужб и не имеют российского гражданства. Великобритания редко соглашается на обмен, чтобы не поощрять взятие новых заложников — Кремль активно использует эту практику. Исключения возможны только в редчайших случаях, когда обмен касается действительно значимых политзаключенных. Но в целом Лондон придерживается жесткой линии: не допускать превращения шпионов в разменную монету.
Напомним, в Британии вынесли приговоры шестерым гражданам Болгарии, признанным виновными в шпионаже в пользу России.
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
Tweet