Южноафриканские блогеры оказались частью пророссийской сети влияния, которая участвует в онлайн-атаках на президента Украины Владимира Зеленского, говорится в новом расследовании Лаборатории цифровых криминалистических исследований (DFRLab) при Атлантическом совете. Источник: The Records
Исследователи выяснили, что более 40 аккаунтов, связанных с Южной Африкой, участвовали в кампании манипулирования интернет-трафиком, которая собрала около 290 тысяч просмотров. Среди них 29 пользователей указали себя как инфлюенсеры в своих биографиях на платформе X (ранее Twitter), а четыре аккаунта были напрямую связаны с южноафриканской площадкой Lit, которая специализируется на платных акциях с участием блогеров.
Основной темой атак стал отказ Зеленского принять предложение президента России Владимира Путина о трехдневном прекращении огня. Эта инициатива, приуроченная к празднованию Дня Победы в России, была отклонена украинским лидером, который, вместо этого, предложил 30-дневное перемирие по инициативе США. После этого в сети началась масштабная волна критики в адрес Зеленского, которая активно поддерживалась как пророссийскими блогерами в Telegram и X, так и южноафриканскими инфлюенсерами, распространявшими хэштеги с антииукраинскими и антиперсональными сообщениями.
Специалисты DFRLab отмечают, что эта кампания далеко не первая. В марте 2025 года южноафриканские блогеры уже пытались дискредитировать украинского президента на фоне его запланированной встречи с президентом ЮАР Сирилом Рамафосой. Тогда в стране распространились хэштеги вроде #ZelenScam и #StopZelenScammingUS, обвинявшие Зеленского в коррупции и обмане.
На фоне растущего российского влияния в Африке, особенно в Южной Африке, все чаще фиксируются масштабные кампании по дезинформации. По данным Африканского центра стратегических исследований, с 2022 года количество подобных операций на континенте увеличилось почти в четыре раза, а почти 40% всех дезинформационных кампаний спонсируются Россией.
Южная Африка стала одной из ключевых мишеней таких усилий. Исследователи указывают, что Москва активно использует местных инфлюенсеров не только для распространения пророссийской пропаганды внутри страны, но и для воздействия на аудиторию за её пределами. Цель таких кампаний — усиление раскола в обществе, подрыв доверия к западным странам и поддержка политических сил, дружественных России, в том числе Африканского национального конгресса.
Это не первый случай, когда Россия использует социальные сети для ведения информационной войны. В 2024 году DFRLab выявила вредоносную сеть аккаунтов, работавших на дискредитацию протестов в Грузии, связанных с принятием закона, угрожающего свободе СМИ. По данным экспертов, кампания велась через структуру Doppelgänger — российскую сеть, известную дезинформацией в США и странах Европы.
Ранее сообщалось, что новое исследование Института исследований безопасности (ISS) показало, что ключевые фигуры в индустрии онлайн-влияния Южной Африки участвуют в скоординированных кампаниях по дезинформации, которые маскируются под внутренние дебаты.
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
Tweet