Россия продолжает получать тяжелую строительную технику западного производства, несмотря на санкции. Источник: iFact
Как выяснили журналисты грузинского издания, поставки идут через территорию Грузии, а затем, минуя формальных получателей, техника попадает в Россию.
В расследовании использованы данные международных торговых платформ Volza, ImportGenius и ComtradePlus, а также статистика из Грузии, Армении, Узбекистана и Кыргызстана.
По данным журналистов, поставки были организованы уже после начала войны в Украине. С 2022 года по апрель 2025 года из Грузии в Армению, Азербайджан и страны Центральной Азии было экспортировано 2403 единицы тяжелой техники, включая экскаваторы, бульдозеры, тракторы, грейдеры, краны и ратраки.
До войны, с 2019 по 2021 год, таких поставок было всего около тысячи. Среди моделей техники, прошедших через Грузию, упоминаются New Holland из Италии, Klaas из Германии, Kajik и Case из США.
Формально техника направляется из Грузии в третьи страны, но на практике в этих странах она не появляется. К примеру, согласно грузинской статистике, с 2022 по март 2025 года в Армению якобы отправили 1245 единиц техники, включая 339 тракторов и 820 экскаваторов и бульдозеров. Однако в статистике самой Армении таких поставок не зафиксировано. В то же время резко вырос объем торговли строительной техникой между Арменией и Россией. В 2023 году он увеличился на 274 400% по сравнению с 2021 годом, а в 2024-м — еще на 6500%.
Похожая ситуация наблюдается и с Кыргызстаном. В 2024 году, по данным Грузии, туда было экспортировано 63 единицы техники. Однако кыргызская сторона подтвердила получение только шести машин.
Некоторые компании в Грузии используют схему непрямой доставки. Так, компания Basmotors с марта по июнь 2024 года поставила 10 экскаваторов-погрузчиков стоимостью около миллиона долларов российской фирме «РусКон Спецтехника». По документам восемь машин выехали из порта Батуми, еще две — из Тбилиси. Вся техника в итоге оказалась в Санкт-Петербурге. При этом официальная статистика Грузии фиксирует экспорт только двух единиц, остальные якобы направлены в Армению и Узбекистан. Однако статистика этих стран эти поставки не подтверждает.
Еще один маршрут — через коридор Турция–Грузия–Владикавказ. Согласно данным Volza, с 17 по 30 октября 2024 года через грузинский КПП Сарпи в страну въехали 80 экскаваторов-погрузчиков CASE, а затем они покинули Грузию через Ларс и отправились в Россию. Получателем техники стала компания Higer Bus Rus. Поставки были организованы тремя поставщиками, из которых двое — турецкие фирмы.
Напомним, Грузия продолжает играть ключевую роль в снабжении российских вооруженных сил, несмотря на международные санкции, установленные с декабря 2022 года. Запрещенные к экспорту в Россию беспилотники, компьютерные комплектующие, устройства GPS и карты памяти по-прежнему поступают в страну через Грузию. Ранее издание iFact обнаружило, что транспортные компании подделывают документы и используют третьи страны для обхода санкций.
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
Tweet