Путин снова у ворот: Западная разведка предупреждает о возможной войне

На мосту между эстонским городом Нарва и российским Ивангородом чувствуется напряжение, которое трудно не заметить. Этот участок, как говорит глава пограничной службы Эстонии Эгерт Белицев, — край свободного мира. Над бурной рекой Нарва, разбухшей от весеннего паводка, возвышаются две крепости — средневековая Нарвская и российская Ивангородская. Недавно на российской стороне установили два огромных экрана, направленных на Эстонию. На них 9 мая транслировался парад с Красной площади — с гулом барабанов и марширующими солдатами, — что воспринимается в Эстонии как явная демонстрация силы. Эстония болезненно помнит аннексию со стороны СССР в 1940 году и последующую почти полувековую оккупацию. Источник: The Economist

Провокации со стороны России уже стали рутиной: глушатся сигналы GPS, что нарушает работу авиации и спасательных служб, российские пограничники убирают буи на реке Нарва, обозначающие границу, а в небе регулярно появляются наблюдательные дирижабли. Хотя многие российские базы у границ с Эстонией и Финляндией сейчас опустели, так как войска переброшены в Украину, спутниковые снимки показывают активное строительство новых объектов.

Россия официально заявляет о намерении расширить свою армию до 1,5 млн человек (по сравнению с 1,3 млн в сентябре прошлого года). В 2023 году она объявила о создании 44-го армейского корпуса в Карелии, вдоль границы с Финляндией. Хотя первые подразделения корпуса были уничтожены в Украине, Кремль продолжает расширять военные формирования — бригады превращаются в дивизии. По оценкам литовской разведки, при успешной реализации этих планов Россия нарастит численность войск и техники на западном направлении на 30–50%. Как заявила датская разведка, в 2024 году характер перевооружения России сменился с реконструкции на активное наращивание мощи. Москва хочет добиться возможности воевать на равных с НАТО.

Некоторые уверены, что нападение — лишь вопрос времени. Кая Каллас, занимавшая пост премьер-министра Эстонии, еще в прошлом году открыто заявила: Россия начнет новую войну — остается только выяснить когда. Президент Франции Эмманюэль Макрон в марте также выразил сомнение в том, что Москва ограничится только Украиной. Однако другие, включая премьер-министра Испании Педро Санчеса и спецпредставителя Дональда Трампа по переговорам с Россией Стива Виткоффа, уверены, что Россия не собирается идти на Запад. По словам Виткоффа, вероятность того, что Россия «пойдет по Европе», равна нулю.

Разведка оценивает угрозу по двум параметрам — намерения и возможности. Сейчас нет конкретных признаков подготовки России к атаке на НАТО. Но намерения могут измениться. Путин в своих выступлениях не раз оправдывал вторжение в Украину необходимостью защиты русскоязычного населения, демилитаризации и «денацификации» страны, а также — сдерживания НАТО. В феврале 2022 года он обвинил Ленина в распаде Российской империи, тем самым поставив под сомнение суверенитет не только бывших советских республик, но и стран вроде Финляндии, которые когда-то входили в состав империи.

Для Путина война — это не только геополитика, но и инструмент удержания власти. За 25 лет он начал пять войн — каждая совпадала с падением рейтингов и вела к их росту. Российская пропаганда смогла убедить многих, что угрозу несёт именно Запад, что особенно усугубилось в ответ на обвинения в адрес всех россиян после начала войны. По опросам, россияне всё больше склонны жертвовать уровнем жизни ради статуса великой державы. Если раньше 60% ставили благосостояние выше, то теперь 55% считают приоритетом силу и влияние.

Путин недавно заявил, что война в Украине — лишь кульминация многолетнего конфликта с Западом. Он подчеркнул, что в 2014 году, когда Россия захватила Крым, она не пошла дальше не из-за отсутствия желания, а из-за отсутствия ресурсов.

Однако желание вести войну и реальная способность — не одно и то же. Российская армия терпит огромные потери. Девять месяцев безуспешных штурмов Покровска на Донбассе, с ежедневными потерями более 1000 человек, показали слабость армии. Генерал НАТО Крис Каволи заявил, что Россия потеряла около 790 000 человек. Уничтожено целое поколение младших офицеров, критически важных для эффективного командования.

По данным западной разведки, Россия производит значительное количество ракет — более 1400 «Искандеров» и 500 крылатых Х-101 в год. Но в производстве бронетехники ситуация куда хуже: из 1500–2000 танков и 3000 других машин только 10–15% — новые, остальное — восстановленная советская техника, запасы которой скоро иссякнут. По оценкам аналитиков, уже к 2026 году, при сохранении нынешнего уровня потерь, эти резервы закончатся.

Также Россия сталкивается с демографическим кризисом: сокращающееся и стареющее население ограничивает возможности призыва. Хотя сейчас на службу ежемесячно приходят около 30 тысяч человек, этого недостаточно для долгосрочной модернизации армии. По словам аналитиков, восстановление техники — это одно, но создание боеспособной армии требует качественной подготовки людей и офицеров. И тут Россия сильно проигрывает.

Американская RAND Corporation отмечает, что Кремль отказался от концепции компактной и технологичной армии и возвращается к старой советской модели — массированным атакам с упором на численность и артиллерию. Несмотря на то что на оборону уходит 6,7% ВВП, значительная часть этих средств идет не на вооружения, а на выплаты семьям погибших и раненым, а также на высокие зарплаты контрактникам.

Одни эксперты уверены: угроза реальна, но управляемая. К примеру, экс-военный атташе Великобритании Джон Форман считает, что новые корпуса — это в значительной степени «потемкинские деревни», и Россия значительно преувеличивает свою военную мощь. Он утверждает, что даже в лучшие времена Россия не могла мобилизовать миллион человек, как утверждала. Более того, вступление Финляндии и Швеции в НАТО резко ухудшило положение Москвы на севере. Идея о том, что Россия «пойдет на Варшаву», по его мнению, — фантастика.

Однако другие эксперты считают, что угроза зависит от типа войны. Литовская разведка признает: хотя полномасштабная война против НАТО в ближайшее время маловероятна, Россия может развить возможности для ограниченных военных операций против отдельных стран альянса. Датская разведка указывает, что для «локальной войны» — например, против Эстонии — России может понадобиться всего шесть месяцев. Министр обороны Эстонии Ханно Певкур отмечает, что даже переброска 50 000 солдат с Украины в Ленинградский военный округ значительно изменит расклад сил.

Эти оценки опираются на допущение, что НАТО не будет перевооружаться столь же стремительно, как Россия. Однако страх перед Трампом и возможным ослаблением американской поддержки подтолкнул европейцев к увеличению военных расходов. НАТО развертывает боевые группы от Эстонии до Болгарии, усиливает слежение за учениями российских войск, а в конце года собирается внимательно наблюдать за манёврами «Запад» в России и Беларуси.

Россия может надеяться, что локальная война останется локальной. Но сможет ли она контролировать ее масштабы — большой вопрос. И именно это вызывает все большее беспокойство в европейских разведслужбах.

Ранее, депутат Европарламента от Латвии Рейнис Познякс заявил, что РФ ведет против Запада необъявленную войну. Россия уже ведет необъявленную войну против ЕС, не только через пропаганду, но и через откровенно враждебные действия такие, как диверсии, саботаж, атаки на критическую инфраструктуру, и европейцы наконец-то начинают это осознавать.

# # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!