Франция и Швеция наращивают оборонное сотрудничество в Арктике, реагируя на растущую угрозу со стороны России и неопределенность в отношении дальнейшей поддержки Европы со стороны США. Источник: Politico
В условиях усиливающегося геополитического давления Париж и Стокгольм укрепляют связи в области противовоздушной обороны, ракетных технологий и даже ядерного сдерживания.
Недавнее развертывание французского многоцелевого транспортного самолета-заправщика Airbus A330 на авиабазе Лулео в северной Швеции стало частью миссии Pégase High North. Это уже третий визит французских ВВС в Швецию с начала года, что подчеркивает поворот Парижа к европейской обороне после длительного фокуса на Индо-Тихоокеанском регионе и Сахеле. По словам главы французской миссии генерала Патриса Югре, эта операция демонстрирует способность Франции перебрасывать силы по всей Европе всего за полдня.
С вступлением Швеции и Финляндии в НАТО Арктика выходит на первый план в планах альянса. Этот регион становится зоной растущего напряжения между НАТО, Россией и Китаем. Командующий шведской авиабазой Лулео полковник Петер Греберг отметил, что база расположена всего в 600–700 километрах от первой российской военной базы, что делает ее стратегически важной для защиты восточной границы.
Несмотря на разницу в географическом положении — Швеция находится на арктическом севере, а Франция — на южном фланге НАТО — обе страны имеют схожую оборонную философию. Они стремятся к военной самодостаточности, обладая мощной оборонной промышленностью и вооруженными силами, способными действовать без внешней поддержки. Генерал-майор Йонас Викман, командующий шведскими ВВС, подчеркнул, что до вступления в НАТО страна была вынуждена самостоятельно развивать весь спектр возможностей. Его французский коллега генерал Николя Шамбаз добавил, что Франции и Швеции легко взаимодействовать, потому что их мышление в оборонной сфере совпадает.
Военные связи между двумя странами имеют глубокие исторические корни, начиная с 1631 года, когда Франция поддержала Швецию в Тридцатилетней войне. Сегодня президент Франции Эммануэль Макрон и премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон активно развивают партнерство, участвуя во встречах по поддержке Украины и укрепляя двусторонние отношения.
Недавно назначенный послом Франции в Швеции Тьерри Карлье, ранее занимавший пост заместителя главы французского агентства по закупкам вооружений, заявил, что геополитическая обстановка сближает страны. Несмотря на конкуренцию между французским Dassault и шведским Saab за контракты, например в Южной Америке, сотрудничество углубляется: компании MBDA и Saab участвуют в совместных проектах, включая разработку ракеты Long-Range Strike Approach.
Франция рассматривает возможность закупки разведывательных самолетов GlobalEye шведской компании Saab, чтобы заменить устаревшие Boeing E-3 Sentry AWACS, а также обсуждает расширение сотрудничества в сфере ПВО и военно-морских разработок.
Особое внимание уделяется и теме ядерного сдерживания. Швеция — одна из немногих стран Европы, заинтересованных в предложении Макрона обсудить, как французское ядерное оружие может быть использовано для защиты континента. Эта тема поднималась в марте в Париже на встрече министров обороны двух стран. Некоторые Rafale, участвующие в миссии Pégase High North, имеют техническую возможность нести ядерное оружие.
По словам Якоба Халлгрена, директора Шведского института международных отношений, шведские власти внимательно следят за развитием американской политики на фоне сомнений в приверженности Вашингтона коллективной обороне Европы.
Авиабаза Лулео, расположенная в удаленном районе Швеции, зимой превращается в суровое место с постоянной темнотой и сильными снегопадами. Сейчас, весной, ситуация изменилась: истребители Gripen и Rafale поднимаются в небо, а база становится символом усиливающегося присутствия НАТО в Арктике. По словам опытного шведского пилота Стефана Каарле, регион становится все более важным, и страны НАТО стремятся продемонстрировать способность действовать с Крайнего Севера.
Шведские пилоты традиционно обучаются приземляться на шоссе, что снижает зависимость от уязвимых аэродромов. Этот опыт может быть полезен и другим странам альянса. Заместитель главы французской миссии Pégase High North полковник Фредерик Далорсо отметил, что ключевой задачей является отработка региональных планов НАТО и совершенствование концепции Agile Combat Employment — маневренного применения сил на дальних рубежах.
Особое внимание уделяется дозаправке в воздухе — слабому звену европейской обороны в случае ухода США. Французские и шведские летчики отрабатывают совместные операции, включая техническое обслуживание с использованием местных ресурсов, таких как авиационные шины и механики.
По словам Далорсо, цель в том, чтобы в случае необходимости быстрого развертывания в будущем страны уже имели налаженные связи, отработанные схемы взаимодействия и четкое понимание своих ролей в рамках региональных оборонных планов НАТО.
Ранее сообщалось, что Британия и Норвегия готовят совместный план защиты Арктики от России.
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
Tweet