RT уехал в Дубай: как пропаганда РФ выжила после блокировок на Западе

После начала полномасштабной войны России против Украины в 2022 году российский телеканал RT оказался под жесткими санкциями США, Британии и ЕС. Его вещание в Европе было остановлено, YouTube-каналы — удалены, сотрудники — вынуждены покинуть западные страны. Но за три года RT не только не исчез, а наоборот — адаптировался, выстроив сеть теневых проектов, переехав в ОАЭ и продолжив работу на западную аудиторию. Теперь главная трибуна российской пропаганды вещает из Дубая — через новые бренды, платформы и десятки миллионов долларов, вложенных в «партизанскую» медиа-сеть. Источник: Новая газета Европа

Флагманской передачей RT в Британии было шоу Going Underground, которое вел телеведущий Афшин Раттанси. Его девиз: «Мы задаем вопросы, которых избегают мейнстримовые медиа». Программа прославилась скандальными выпусками, включая интервью с Башаром Асадом и Сеймуром Хершем, в которых оспаривались западные версии отравления Скрипалей. После санкций шоу исчезло из британского эфира и YouTube, но не с радаров. Раттанси перебрался в Дубай и продолжил выпуск программы на платформе Rumble, популярной у правых блогеров. В LinkedIn он указал новой работой телеканал Ghaf TV, где, как выяснила «Новая газета Европа», с ним трудятся еще несколько бывших сотрудников RT UK. Программа сохранила прежний нарратив: США обвиняются в перевороте в Украине, Европе пророчат войну с Россией, а победа РФ в Украине подается как неизбежная.

Кроме этого, Ghaf TV выпускает еженедельную новостную передачу Forecast News, в которой Раттанси вместе с соведущей обсуждает мировую повестку. Проекты, связанные с RT, массово мигрировали в Арабские Эмираты — страну, занявшую нейтральную позицию в войне и ставшую хабом для параллельного импорта в Россию. ОАЭ также превратились в новый центр координации российских медиа-операций. По данным «Новой Европы», речь идет о десятках миллионов долларов, которые тратятся на поддержку альтернативных каналов пропаганды за рубежом.

Американские власти в 2024 году предъявили обвинения сотрудникам RT Константину Калашникову и Елене Афанасьевой. По версии Минюста США, через подставные фирмы они перечислили около 10 миллионов долларов на медиа-платформу Tenet Media, которая продвигала выгодный России контент в преддверии выборов. Деньги шли, в том числе, через дубайские компании — например, Sonorous Technologies, связанной с уроженцем Николаевской области Денисом Худиевым, ранее баллотировавшимся от партии «Возрождение», которую связывают с «Партией регионов».

Еще один канал российского влияния в США — радио «Спутник». Долгое время его передачи звучали в районе Вашингтона, в том числе на FM-волнах. За аренду радиочастот платила дубайская Monolink Group, формально не связанная с RT. В документах США как контактное лицо указан Самюэль Новахов — сын российского предпринимателя Геннадия Новахова, ранее связанного с Минобороны РФ. Сейчас большинство активов семьи в России ликвидированы, а сам Новахов попал под британские санкции.

Переехало в Дубай и агентство видеоновостей Ruptly — до войны работавшее в Германии. Его материалы распространяли мировые медиа, но Ruptly неоднократно обвиняли в манипуляциях. Среди скандалов — фейк о бургере в честь Путина в Нью-Йорке и провокационные ролики о протестах BLM в США. После санкций ЕС Ruptly свернуло деятельность в Германии, а его бывшая директор Динара Токтосунова, как выяснилось, связана с новым видеоагентством Viory, зарегистрированным в Абу-Даби. Viory повторяет модель Ruptly — продает видео, избегает слова «война» и ограничивается английским и арабским языками. По масштабу проект заметно скромнее.

Специалисты отмечают, что российская пропаганда стала гибкой и децентрализованной. Вместо одного узнаваемого канала создаются сети фейковых медиа, блогеров и площадок, которые мимикрируют под независимую журналистику. Это делает их труднее отслеживаемыми. Пропагандисты активно используют генеративный ИИ, соцсети, мессенджеры и локальную повестку — будь то антимиграционные настроения в Европе или антиколониальные лозунги в Африке.

Об этом говорил и госсекретарь США Энтони Блинкен, представляя в сентябре 2024 года новые санкции против RT. По его словам, российская пропаганда маскируется под проекты вроде African Stream — платформы, нацеленной на африканскую аудиторию, которая никак не афишировала связь с RT. После раскрытия связи сайт проекта исчез, страницы в соцсетях стали недоступны. Похожая история произошла с другим проектом — платформой Red в Германии, которая транслировала левую повестку и, по данным СМИ, участвовала в организации протестов.

Так RT трансформировался в медиа-химеры, которые больше не нуждаются в логотипе, чтобы доносить нужную Кремлю повестку. Дубай стал их новой штаб-квартирой, а маскировка под альтернативные голоса — новой формой выживания.

Напомним, американская разведка выяснила, что российский телеканал RT, финансируемый государством, не только занимается пропагандой, но и участвует в разведывательных операциях по всему миру.

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!