Евродепутат Фройнд: ЕС должен продемонстрировать силу для достижения устойчивого мира

Мир с Россией возможен только с позиции силы. Для этого Европейскому Союзу необходимо продолжать свою непоколебимую поддержку Украины, как в военной, так и в финансовой сферах. Кроме того, ЕС должен быть готов защищаться от гибридных атак РФ и всем вместе работать над усиление собственной обороноспособности. Кроме того, для усиления давления на РФ, странам ЕС следует ввести санкции против «Росатома» и ужесточить контроль за российским «теневым флотом», чтобы препятствовать экспорту российских ископаемых ресурсов.

Об этом в большом интервью информационному агентству Guildhall рассказал депутат Европарламента от Германии (партия «Зеленых») Даниэль Фройнд.

Господин Фройнд, позвольте начать с вопроса, который сегодня стоит особенно остро. Мы все чаще слышим выражение «мир через силу» в контексте продолжающейся агрессии России против Украины. Несмотря на заявленные переговоры между США, Украиной и Россией, на практике мы наблюдаем нарастающую военную эскалацию со стороны Москвы, а также активизацию гибридных атак — как в отношении Украины, так и против западных стран, в частности на территории Европы. Как вы считаете, каким должен быть ответ Запада на эти вызовы? Действительно ли стратегия «мира через силу» является сегодня наиболее уместной?

— Да, я убежден, что Европа должна продолжать оказывать Украине безоговорочную поддержку. На мой взгляд, единственный путь к устойчивому миру — это четкий и недвусмысленный сигнал Путину о том, что агрессия, насильственное изменение границ и вторжение на территорию других государств, неприемлемы. Я действительно опасаюсь, что слишком большие уступки сейчас — например, если Украина будет вынуждена отказаться от значительной части своих территорий в обмен на краткосрочное перемирие — приведут лишь к тому, что Россия использует эту паузу для перегруппировки и перевооружения, чтобы вскоре вновь продолжить агрессию. А мне не нужно временное прекращение огня на пару недель. Мне нужен прочный, устойчивый мир во всей Европе. Я хочу видеть демократию, в которой украинский народ имеет полное право самостоятельно решать свое будущее — с кем сотрудничать, к каким союзам присоединяться. Поэтому, на мой взгляд, единственно верный путь — продолжать оказывать Украине как финансовую, так и военную поддержку.

Кроме того, Европа должна активнее работать над усилением своей собственной способности защищаться от гибридных угроз, о которых вы справедливо упомянули. Нам необходимо теснее координироваться по всем направлениям оборонной политики. Пока что все это остается на уровне решений отдельных европейских государств. НАТО, особенно на фоне возвращения Трампа в Белый дом, становится все менее надежным партнером. Я лично выступаю за тесное сотрудничество с США и сохранение Североатлантического альянса, но если он перестает быть устойчивой опорой, у Европы должен быть «план Б». Я полностью поддерживаю идею создания полноценной общеевропейской системы обороны. Потому что сегодня, когда осознание угроз растет, как никогда важно действовать сообща.

Но мы не сможем сдерживать Путина, просто увеличив оборонные бюджеты. Даже если удвоить расходы всех стран, в конечном итоге эффективное сдерживание возможно лишь при наличии сильной общеевропейской оборонной системы. Только когда мы четко заявим, что каждый квадратный сантиметр европейской земли будет находиться под совместной защитой. И именно может стать реальным сдерживающим фактором. При этом у нас есть необходимые ресурсы, просто вместо того чтобы тратить их на 27 разрозненных национальных систем с собственным вооружением, мы должны вкладываться в единый европейский оборонный проект. Это гораздо эффективнее. И, наконец, нам нужно устранить проблему консенсусного голосования в ЕС. Мы не можем и дальше оставаться заложниками вето, которое регулярно накладывает Орбан (Виктор Орбан, премьер-министр Венгрии, — ред.) будь то в вопросах санкций, помощи Украине или других ключевых решениях.

Да, по сути, Венгрия в лице Виктора Орбана сегодня играет роль троянского коня внутри Европейского союза. Вместо того чтобы укреплять единство, его действия систематически подрывают общую позицию ЄС, создавая внутренние противоречия и препятствуя принятию важнейших решений. Это подрывает доверие к самому принципу европейской солидарности.

— На мой взгляд, в нынешней ситуации необходимо предпринять конкретные шаги в отношении Венгрии. Если страна систематически блокирует ключевые решения, подрывая единство Европейского Союза, мы должны рассмотреть возможность приостановления ее права голоса, а также пересмотра финансовой поддержки. Это может прозвучать жестко, но единство и эффективность ЕС важнее, особенно в такие критические времена.

Кроме того, очевидно, что необходима институциональная реформа самого ЕС. Вопросы внешней политики и безопасности не должны больше решаться исключительно на основе консенсуса. Мы должны перейти к механизму голосования большинством. Конечно, это потребует пересмотра договоров, ведь в их нынешней редакции, к примеру, напрямую запрещается финансирование обороны. Да, мы это уже делаем, но как сторонник верховенства права, я считаю, что такие положения должны быть официально пересмотрены. Если правила больше не соответствуют реалиям, их нужно менять — прозрачно, легитимно и в рамках правового порядка.

А существуют ли, на ваш взгляд, дополнительные инструменты давления на Кремль, которые могли бы быть задействованы западными странами? Может быть, стоит пересмотреть санкции, усилить существующие меры, чтобы они стали более действенным инструментом сдерживания агрессивной политики России и путинского режима? Видите ли вы какие-то новые подходы или механизмы, которые могли бы усилить давление?

— Давайте посмотрим, как будут развиваться события в США. Трамп говорил, что он может добиться мира за 24 часа. Это было заявлено 79 дней назад, и теперь он осознает, что всё, что он говорил, — это полная чепуха. Он полагал, что достаточно просто провести переговоры, и все проблемы решатся. Он говорил, что на столе были предложения о мире или перемирии. Но мы всегда знали, что единственный человек, который может прекратить огонь — это Путин. Возможно, Трамп когда-нибудь тоже это поймет. С европейской стороны, конечно, есть множество действий, которые можно предпринять относительно санкций, например, мне непонятно, почему мы не закрываем лазейки более решительно. Почему до сих пор российские ископаемые поступают в ЕС, пусть и косвенно, но поступают? Почему мы не отключаем больше российских банков от SWIFT? Почему мы не следим более тщательно за тем, чтобы наши микрочипы в холодильниках или стиральных машинах, которые, конечно, не идут напрямую в Россию, но проходят через Центральную Азию, не попадали туда? Это все то, что нам нужно отслеживать. Мы должны убедиться, что абсолютно ничего, что может быть использовано в военных целях, не должно поступать в Россию. Я думаю, что есть еще много того, что можно сделать, чтобы предотвратить обход санкций Россией.

А что по поводу замороженных российских активов в размере 300 миллиардов долларов? Их стоит конфисковать в пользу Украины или, по вашему мнению, нельзя не трогать этот российский актив?

— Я, как и большинство депутатов Европейского парламента, считаем, что эти деньги должны быть использованы для поддержки Украины. Мы уже используем проценты от них, но я думаю, что можно также использовать и сами средства. В то же время, решение о продлении замораживания этих денег будет приниматься летом. И первым шагом должна быть уверенность, что эти деньги не будут разморожены, что Орбан не наложит очередное вето на продление заморозки этих активов. Это может значительно пополнить военную казну Путина, чего ни в коем случае нельзя допустить. Напротив, мы должны использовать эти средства для того, чтобы поддерживать работу украинских больниц и обеспечить людей, которые защищают вашу страну, необходимым оборудованием.

Господин Фройнд, к сожалению, сегодня очевидно, что установленный потолок цен на российскую нефть в 60 долларов за баррель оказался не столь эффективным, как все рассчитывали. Так называемый «теневой флот» предоставляет России возможность обходить ограничения и фактически продавать нефть по цене, близкой к $59. В реальности это не оказывает того экономического давления, которое требуется для сокращения финансовых возможностей РФ вести войну. Как вы оцениваете идею снижения установленного ценового потолка на российскую нефть?

— Я, в принципе, поддерживаю снижение потолка цены на российскую нефть. Однако мне кажется, что более важным рычагом давления для ЕС является борьба с «теневым флотом» и страхованием этих судов, а также обеспечение того, чтобы суда, которые ходят под флагами стран-членов ЕС, не перевозили российскую нефть. Думаю, это окажет гораздо больший эффект. Я надеюсь, что мы сможем это сделать, хотя эта идея была заблокирована Грецией, так как у них много судов, и они имеют тут свой большой интерес. Но я думаю, что, возможно, мы можем выплачивать компенсации владельцам подобных судов из бюджета ЕС, чтобы не позволить им перевозить российскую нефть. Это как раз тот случай, когда национальный интерес одной страны идет вразрез с общеевропейскими интересами. Мы должны найти общее решение для этой проблемы, чтобы как максимально ограничить перевозку российской нефти.

Другим важным аспектом всего этого, особенно с точки зрения экологичности (а я член партии «Зеленых»), является тот факт, что Германия за последние 3,5 года увеличила долю возобновляемых источников энергии с 40% до более чем 60%. То есть даже за короткий период времени можно значительно увеличить производство возобновляемой энергии и тем самым уменьшить зависимость от энергоресурсов из России. Потому, помимо санкций, снижения потолка цен на нефть и прочего, я считаю, что мы должны агрессивно развивать возобновляемую энергетику как в Европе, так и в Украине. Чем больше вы децентрализуете энергоснабжение и откажетесь от ископаемых энергоресурсов, тем лучше для вашей энергетической независимости. Все это также уменьшит нашу зависимость от российских нефти и газа.

Следующий очень важный вопрос — это роль госкорпорации «Росатом» в поддержке российской агрессии. Эта компания, помимо прочего, занимается производством компонентов для крылатых ракет и ракетных систем, которые используются Россией для ведения войны против Украины. Несмотря на это, международные санкции, направленные против Росатома, остаются ограниченными и фрагментарными. Как вы считаете, необходимо ли введение более комплексных и скоординированных санкций со стороны западных стран против «Росатома», который активно способствует военным усилиям России? 

— Нам действительно следует ввести санкции против «Росатома». Мы должны прекратить закупку любого ядерного топлива или оборудования у «Росатома». К сожалению, у нас все еще есть несколько атомных станций, работающих на их материалах и оборудовании. Но мы должны как можно быстрее это изменить. Я не понимаю, почему этого до сих пор не произошло. И дело не только в том, что Орбан (Виктор Орбан — премьер-министр Венгрии, — ред.) все еще строит новую АЭС в Венгрии при помощи России, есть и другие страны-члены (которые продолжают сотрудничес с «Росатомом», — ред.). Я считаю, что это вопрос, требующий нашего немедленного внимания. Как представитель партии «Зеленых», я бы предпочел, чтобы мы полностью отказались от сотрудничества с «Росатомом». Но, в любом случае, на данный момент хотя бы минимальный шаг — это разорвать все связи с этой компанией.

Есть еще одна актуальная проблема — «теневой флот» России. Суда этого флота представляют собой не только экономическую угрозу, но и экологическую, учитывая их возраст и отсутствие должных стандартов безопасности. Как вы считаете, какие дополнительные шаги могут быть предприняты европейскими странами или западными партнерами в борьбе с российским «теневым флотом»?

— Да, я согласен. Мы должны сделать все возможное, чтобы ограничить деятельность этого флота и устранить угрозу, исходящую от него. Здесь, конечно, существует определенная дилемма: нужно ли позволять этим судам проходить ремонт? Если не проводить их ремонт, возрастает вероятность разливов нефти и других серьезных последствий. В идеале, конечно, эти суда не должны иметь возможности продолжать свою деятельность. Потому нам необходимо усилить давление на страховые компании, порты и государства, под флагами которых ходят эти суда, чтобы гарантировать, что Россия не сможет использовать этот незаконный флот (для перевозки нефти и пополнения своего бюджета, — ред.).

Как представитель «Зеленых», вы считаете, что «теневой флот» РФ действительно представляет серьезную угрозу окружающей среде? Что вы делаете в Европейском парламенте, чтобы ограничить его деятельность?

— Что касается Европы, я думаю, мы уже сделали все, что могли. Например, все неисправные суда не допускаются в порты ЕС. Однако, мы не можем заставить Индию или Китай или другие страны действовать определенным образом. Мы можем с ними общаться, приводить аргументы, просить их о помощи, но если они не хотят, мы не можем их принудить или ограничить. И это большая проблема, потому что у нас нет инструментов давления на Индию и Китай.

И мой финальный вопрос касается глобальной политики. Текущие отношения между Соединенными Штатами и Европейским Союзом, которые традиционно считались основными партнерами в демократической коалиции, скажем так, претерпевают изменения в связи с новой политикой Дональда Трампа. Мы видим, что Трамп действует против своих партнеров. Как вы считаете, какую роль Европейский Союз должен играть в сохранении единства Запада при противостоянии авторитарным режимам? Что делать, если Белый дом больше не будет оказывать поддержки в этом противостоянии?

— Если взглянуть на лидеров ведущих мировых держав, то перед нами Трамп, Путин, Си. С другой стороны у нас есть Урсула фон дер Ляйен. В этом контексте для стран Европейского Союза, Европа — это единственный шанс. Небольшие государства не смогут быть услышаны, если не будут действовать сообща. Неслучайно именно мы — единственные среди упомянутых, кто имеет женщину-лидера. Это уже о многом говорит. При этом, как я говорил ранее, я полностью поддерживаю тесное сотрудничество с Соединенными Штатами. Мы все благодарны Америке за освобождение наших стран от нацистов. Она обеспечивала безопасность и демократию в Западной Европе, поддерживала открытые рыночные экономики с конца Второй мировой войны. Но теперь, похоже, эта эпоха закончена, и США больше не являются надежным партнером. Мы не можем точно предсказать, как долго они останутся подлинной демократией. Каждый день они все дальше отдаляются от понятия демократии и перестают быть надежным союзником ЕС.

Именно поэтому Европе необходимо научиться опираться на собственные силы. Хорошим сигналом стал момент, когда после печальных событий в Овальном кабинете, все члены НАТО, кроме США, сразу же встретились в Лондоне и отправили четкое послание (о поддержке Украины, — ред.). В некотором смысле Европа теперь становится главным игроком, который остается на арене, что, в свою очередь, подтверждает, насколько ошибочным было решение Великобритании покинуть ЕС. В дальнейшем Европе следует укреплять и развивать отношения с такими странами, как Великобритания, Норвегия, Канада. И, возможно, даже с такими лидерами, как Эрдоган, который использует нынешнюю ситуацию для репрессий против своих политических оппонентов. Но мы обязаны вести с ним диалог. К сожалению, число надежных, здравомыслящих демократий продолжает сокращаться, и с этим нам придется что-то делать.

Знаете, для нас в Украине, Европа выглядит как последняя надежда старого демократического мира, как оплот, который должен противостоять тирании и автократиям. Потому что если Европейский Союз не сможет справиться с этим, то нам всем конец.

— Я искренне надеюсь, что мы справимся. Знаете, и здесь, в Европейском Парламенте, есть сторонники Трампа, поклонники фашизма, сторонники Владимира Путина — в общем, тут тоже есть свои сумасшедшие. Но я надеюсь, что мы справимся и выйдем из этого кризиса более сильными, более объединенными и более демократичными. Возможно, именно все эти события последних месяцев стали сигналом для Европы, что она должна стать сильнее и достичь того же уровня влияния, что и США, больше не полагаясь на Америку.

Анна Соловьева, информационное агентство Guildhall, эксклюзивно.

# # # # # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!