Белорусские компании наладили продажу автозапчастей в Россию через Кыргызстан

Белорусские компании наладили поставки автозапчастей через Кыргызстан, используя сеть фирм, зарегистрированных в разных странах. Речь идет о схеме, в которой участвуют структуры, созданные гражданами Беларуси в Польше, Казахстане, Кыргызстане и самой Беларуси. Формально поставки направлены в страны Центральной Азии, однако источники считают, что в действительности часть санкционных товаров остается в Беларуси или России. Источник: БелСат

Поводом для расследования стало письмо анонимного информатора, который сообщил, что на терминале польской логистической компании PKP Cargo Connect в деревне Вулька-Добрыньска, недалеко от границы с Беларусью, регулярно оформляются поставки автозапчастей, технических жидкостей и других товаров, подпадающих под санкции ЕС. По его словам, грузы направляются в Кыргызстан, Китай и Казахстан, но фактически остаются в Беларуси или отправляются в Россию.

В материалах, переданных журналистам, фигурируют пять компаний. Из них под подозрение попали четыре: польская Vipa Group, белорусская «Смарт Трейд», казахстанская IQ-Alliance и кыргызская «Торгавтоимпэкс». Пятая фирма в расследование не включена, так как у нее не нашли признаков подозрительной деятельности.

Все указанные компании зарегистрированы после 2022 года — времени, когда санкции ЕС против Беларуси и России начали ужесточаться. Они не имеют собственных сайтов, а информация о них доступна только в реестрах. Журналисты отмечают, что между этими фирмами существуют тесные связи. Например, Vipa Group управляют супруги Павел и Анастасия К., выходцы из Беларуси. Павел ранее работал в компании «Зикмар Трейд», торгующей автозапчастями, а также руководил польской Diva Express. Финансовая отчетность Vipa Group скромная — в 2023 году прибыль составила всего 2576 злотых (около $665).

В Кыргызстане компанию «Торгавтоимпэкс» возглавляет местная жительница Нури Ш., однако ее основателем указан Франц Ж., гражданин Беларуси, ранее работавший в белорусской компании «Манлибон», связанной с продажей автозапчастей. На сайте магазина ml-auto.by, принадлежащего «Манлибону», указывается, что он является эксклюзивным продавцом продукции Zikmar в Беларуси, а в России этим занимается компания «Автобай». В свою очередь, и Франц Ж., и Павел К. ранее руководили «Автобаем». В 2023 году выручка этой российской компании составила около 60 миллионов долларов.

Еще один фигурант схемы — Сергей С., белорус с богатой историей участия в логистическом бизнесе. Он управляет фирмами «Смарт Трейд» и IQ-Alliance, зарегистрированными в Беларуси и Казахстане соответственно. По данным белорусского объединения BELPOL, он давно связан с многочисленными компаниями и неоднократно упоминался как их директор, учредитель или ликвидатор. Некоторые отзывы о его деятельности в логистике указывают на недобросовестность.

По информации источников, схема выглядит так: польская фирма отгружает автозапчасти в адрес кыргызской компании, однако документы оформляются так, чтобы создавать видимость транзита через Беларусь и Россию. На границе перевозчики якобы используют два разных комплекта документов — один для европейских таможенников, второй для белорусских, что позволяет легализовать груз в Беларуси или России, а не доставлять его в Центральную Азию.

Специалисты по логистике отмечают, что заявленный маршрут поставок через Польшу и Беларусь из Турции в Кыргызстан выглядит крайне неэффективным. Обычно в таких случаях груз идет через Кавказ и Каспийское море, минуя Европу. Выбор длинного пути может указывать на попытку обойти санкции.

Связи между всеми четырьмя компаниями прослеживаются и через документацию: в контрактах между Vipa Group и «Торгавтоимпэкс» указываются суммы до 176 тысяч евро, а также маршруты с отклонениями от логичных путей доставки. В некоторых накладных фигурирует компания «Смарт Трейд» как промежуточный получатель груза, а IQ-Alliance — как возможный участник дальнейшей переправки.

Эксперты, опрошенные «Белсатом», считают, что даже при формальном соблюдении правил, подобные схемы создают серьезные сомнения в реальной конечной точке поставок. Европейские таможенники могли бы потребовать дополнительные документы от экспортеров, однако на практике это происходит редко. В результате, санкционные товары продолжают попадать в Беларусь и Россию, несмотря на запреты.

Напомним, Кыргызстан стремительно превратился в один из главных транзитных пунктов для поддержания торговли России с Европой, несмотря на действующие санкции. По данным исследования Брукингского института, с началом войны РФ против Украины и введением санкций со стороны ЕС, США и Великобритании, экспорт товаров через Кыргызстан в Россию резко вырос.

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!