Россия ведет необъявленную войну против Запада — финский парламентарий

Россия ведет необъявленную войну против Запада и речь всегда шла не только об Украине, но и обо всем мировом порядке. ЕС должен еще больше усилить санкции против России и прежде всего усилить мониторинг санкций, чтобы затруднить их обход. Например, значительная часть российского экспорта нефти осуществляется через Балтийское море с помощью созданного Россией «теневого флота», который необходимо ограничить. Кроме того, Европе необходимо как можно скорее нарастить собственную оборонную промышленность до уровня, необходимого для поддержки Украины и собственной обороны, а также в значительной степени избавиться от зависимости от США в вопросах закупки вооружений.

Об этом в большом интервью информационному агентству Guildhall рассказал депутат Парламента Финляндии Алекси Янтти.

Господин Янтти, после трех лет войны мы видим, что требования Кремля состоят в том, чтобы Украина капитулировала. Мы слышим от некоторых политиков на Западе, что Украина должна, ради так называемого мира, частично принять требования России и отказаться от своих территорий, своего суверенитета. Итак, видите ли вы какие-либо угрозы в связи с такими предложениями? 

— Очевидно, что Россия является агрессором и неспровоцированно начала агрессию против Украине, оккупировав Крым и Восточную Украину в 2014 году, а затем осуществив широкомасштабное вторжение в Украину в феврале 2022 года. С точки зрения международного права, Россия обязана вывести все свои войска из Украины, чтобы обеспечить возможность мира. Украина должна активно участвовать в любых переговорах о прекращении огня или мирном соглашении. Не должно произойти так, что мирные переговоры будут вестись без участия Украины или ЕС, например, только между США и Россией. В этой ситуации Европейский Союз должен решительно вмешаться.

По вашему мнению, Запад действительно поставил стратегическую цель, чтобы Украина победила? Слышите ли вы этот нарратив внутри ЕС, что Украина должна выиграть, а Россия проиграть?

— Конечно, Украина должна победить. Если Россия почувствует, что выиграла войну в Украине, то велика вероятность, что ее агрессия против Украины или другого западного государства продолжится или начнется в течение нескольких лет, как только Россия соберется с силами и укрепит свои вооруженные силы, которые были ослаблены в войне в Украине. Поэтому просто необходимо, чтобы Украина выиграла эту войну.

Хорошо. Тогда я хочу процитировать вам последнее исследование Объединенного королевского института по исследованию вопросов безопасности и обороны (RUSI), где говорится, что «необъявленная война России против Запада усиливает рычаги воздействия и страх, дестабилизацию и тайные операции, чтобы подорвать устойчивость НАТО». Согласны ли вы с оценкой, что Россия на самом деле ведет необъявленную войну против западных стран?

— Да, это ясно. Когда началось вторжение, министр иностранных дел России заявил, что это не только вопрос, касающийся Украины, но и всего мирового порядка. И это хороший пример того, что речь идет не только об Украине, но и обо всем мире.

Как вы думаете, каким должен быть ответ Запада на эти действия? 

— Санкции против России можно еще больше усилить. И прежде всего усилить мониторинг санкций, чтобы затруднить их обход. Например, значительная часть российского экспорта нефти осуществляется через Балтийское море с помощью созданного Россией «теневого флота». Он уже создал ряд проблем в Балтийском море и представляет серьезную экологическую опасность для всего региона. По этим причинам, помимо прочего, западные страны должны решительно вмешаться в деятельность «теневого флота».

Итак, санкции, теневой флот, что-то еще? Может быть, увеличить инвестиции в украинскую оборонную промышленность, например?

— Да, конечно. Пока что Европа полностью провалила процесс наращивания своей оборонной промышленности. Европейские страны должны увеличить свой оборонный бюджет как минимум до 2 % от ВВП, а желательно до 3 %, И как можно скорее нарастить собственную оборонную промышленность до уровня, необходимого для поддержки Украины и собственной обороны. ЕС и европейские страны НАТО должны в значительной степени избавиться от зависимости от США в вопросах закупки вооружений.

Я слышал мнение некоторых западных генералов, что, если партнеры Украины удвоят свою помощь, то Украина выиграет войну. Что вы думаете об этом?

— Было много разговоров о том, что Россия не выиграет, а Украина не проиграет, но слишком мало разговоров о том, что Украина должна выиграть. Если бы с весны 2024 года ведущие западные политики говорили о том, что Украина должна победить, поддержка Украины была бы быстрее и сильнее. И ситуация сейчас была бы совершенно иной. Запад был слишком осторожен и в некоторых отношениях слишком разобщен с начала полномасштабной российской агрессии. Запад слишком боялся эскалации. Но правда в том, что все проявления слабости перед лицом России — это и есть эскалация, а не сила. А увеличение помощи Украине привело бы к деэскалации, а не к эскалации. И именно поэтому я не понимаю, почему так произошло.

Вы упомянули «теневой флот» РФ. Мы знаем, что они зарабатывают деньги продаже нефти, наполняя тем самым свой бюджет для продолжения войны. Но мы также видим, что российский «теневой флот» представляет собой очень большую экологическую угрозу для европейских стран, которые находятся вокруг Балтийского моря. Как вы думаете, могут ли страны ЕС каким-то образом ограничить навигацию российского «теневого флота» из-за этих экологических угроз Балтийскому морю? 

— Да, конечно, «теневой флот» — это проблема. И ЕС, и другие западные страны должны изменить законодательство, чтобы было легче ограничивать навигации «теневого флота» в Балтийском море. И, возможно, как уже говорилось на примере Финляндии, если есть какие-то большие проблемы с этими судами, то они должны быть взяты под контроль. И мы можем еще усилить санкции против этих кораблей. Потому что в настоящее время в них входит более 400 судов, но менее ста из них подпадают под санкции ЕС. Так что, помимо изменений в законодательстве, это один из вариантов.

Это очень практичные шаги. А что вы думаете о реакции международных экологических организаций на эти угрозы? Почему они молчат? 

— Сложно сказать, но очевидно, что наше законодательство не позволяет сделать то, что было бы необходимо в данной ситуации. Поэтому, во-первых, поскольку наше общество основано на законе и мы уважаем международное право, сначала нужно изменить законы, а потом, возможно, мы сможем действовать более решительно. Но, скорее всего, это и есть главная проблема на данный момент. И санкции — это тот способ, которым мы ограничиваем действия «теневого флота» на данный момент. Сложно сказать, но в основном это связано с тем, что наше мышление основано на соблюдении законов.

Но экологические организации могли бы об этом говорить повсюду, ведь существует реальная угроза экологической катастрофы… 

— Это довольно деликатный вопрос. Я думаю, что члены этих организаций в прошлом были просоветски настроены. Я не уверен, это только предположение, но я думаю, что, по крайней мере, в Финляндии, это так. Они почему-то образом считают, что Россия является наследницей идеологии Советского Союза и это ближе к их мышлению. И это может быть одной из причин. Но я не знаю точно.

Есть еще одна тема, о которой я хотел спросить вас. Как сообщает Guardian, в 2024 году Европейский союз закупил рекордное количество СПГ у России. Жаль, но это правда. Как вы оцениваете эту ситуацию? Что следует предпринять в этой связи? 

— Европа должна как можно быстрее избавиться от всех российских энергоносителей. Но, по правде говоря, даже несмотря на количество СПГ, импортируемого в ЕС или европейские страны из России, СПГ составляет довольно небольшую долю российского энергетического экспорта, по сравнению, например, с нефтью. Поэтому важнее добиться успеха в ограничении экспорта нефти. Насколько я знаю, для экспорта нефти из России используются третьи страны. И хотя объем СПГ увеличился, общий объем его гораздо меньше, чем экспорт нефти. Так что мы должны избавиться от всех российских энергоресурсов. Но это не так просто.

Почему? Потому что складывается очень странная ситуация. С одной стороны, в Европе обсуждается вопрос изъятия 300 млрд замороженных российских активов в пользу Украины.А с другой стороны, Европа отдает России кучу денег за СПГ, газ и нефть. 

— Я полностью с этим согласен. Но, похоже, это не так просто. Но мое твердое мнение — мы вообще не должны использовать российские энергоресурсы.

Финляндия не зависит от российской нефти, потому вам проще с этим вопросом. 

— Другие страны должны следовать за нами.

Я вижу, что страны Балтии и северной Европы понимают, чем грозит эта зависимость, и они от нее избавляются. Но такие большие страны, как Германия, Франция, Испания все еще не могут польностью избавиться от этой зависимости…

— Да. Но все же страны независимы. И я бы подчеркнул, что те страны, которые вы упомянули, — Германия, Испания и так далее, не являются прифронтовыми странами. Большинство стран, которые находятся поблизости России понимают, что угроза со стороны РФ существует. А, например, в Испании не разделяют этого представления об угрозе со стороны РФ. В южной Европе считают, что, по крайней мере пока, большая угроза исходит не от России, а от Южной Африки. И это может быть одним из объяснений. Но, конечно, ЕС должен попытаться заставить все страны-члены избавиться от российских газа, нефти — всех энергоносителей. Но мы не настолько едины, как хотелось бы.

Мне бы очень хотелось, чтобы ЕС был более сплоченным в таких вопросах. Спасибо вам большое за поддержку и помощь. Потому что, знаете, для меня, как для украинца, это было очень приятно понимать, что северная Европа, и страны Балтии — самые большие наши партнеры, гораздо больше, чем, например, такие страны, как Италия, Испания, Германия, и даже США.

— Да, это правда. Но у нас общая история, и мы видели, что происходило с Россией не десятилетиями, а веками. В российском обществе не произошло значительных изменений. Поэтому то, что произошло, может повториться. И вторжение в Украину доказало это. Поэтому мы делаем все возможное, чтобы не допустить этого ни в нашей стране, ни в более крупных масштабах в Европе. И, конечно, мы действительно работаем над миром в Украине, и Украина должна быть основной частью этого мирного соглашения.

Знаете, когда я спрашивал вас о необъявленной войне с Западом, то хотел уточнить, понимает ли Европа, что путинский режим с ней воюет, воюет с НАТО, как они говорят? Понимают ли западные страны, что это объявление войны и что следует очень решительно отреагировать на это или нет?

— Я бы сказал, что эта история в основном для внутреннего потребителя. Я имею в виду, что это послание российскому народу, а не НАТО, потому что Россия отвела почти все силы от границы Финляндии и направила их в Украину. Так что это показывает, что они не думают, что действительно воюют с НАТО. Это послание россиянам, чтобы они поддерживали политику путинского режима. Может быть, это не совсем политика обычных людей, но, конечно, они следуют за своими лидерами. Но это послание не западным странам, а россиянам.

Когда я готовился к этому интервью, я обратил на один момент. Я пытался сравнить расходы стран-членов НАТО, включая США, Великобританию и некоторые другие, на другие военные конфликты за последние 30 лет. И я обнаружил, что объем помощи на поддержку Афганистана в пару раз больше, чем на Украину за последние три года, несмотря на то, что Украина ведет самую большую войну после Второй мировой войны. Почему это так? Почему, по вашему мнению, разница настолько велика?

— Соединенные Штаты играют важную роль в западных вооруженных силах и оборонной промышленности. И террористическая атака на Нью-Йорк — самое сердце США, тогда стало огромным шоком для всех. Тем не менее, у западных лидеров не было столь большого поля угроз. Афганистана не представляет такую угрозу, которая исходит от России. Поэтому страх перед РФ все еще сохраняется. Это часть российской политики — создавать нарратив о том, что Россия окружена угрозами, и демонстрировать свою силу. В то же время, как уже было сказано, это не так — это скорее эскалация, а не реальная демонстрация силы.

Причин этого много. Одной из главных является то, что мы не так едины, как хотелось бы. Я согласен с мнением о том, что если не действовать решительно сейчас, в будущем нам придется платить за это гораздо дороже. Однако, к сожалению, люди склонны не думать слишком далеко в будущее, мы сосредоточены на текущем моменте. Существует множество факторов, влияющих на ситуацию. В Соединенных Штатах, например, наблюдается значительное разделение среди населения, ведь они только что выбрали нового президента. Это также может оказать влияние на текущие события. В целом, причин множество, но факт остается фактом —на данный момент мы слишком ослаблены.

Хорошо. И мой последний вопрос. Как вы оцениваете последний год работы вооруженных сил Украины на фронте? Мы видим, что сейчас мы находимся не в очень хорошей ситуации, но как вы оцениваете эту деятельность?

— Конечно, я не знаю всех деталей, статистики и так далее, и, возможно, никто точно не знает, что произошло, но очевидно, что ситуация действительно сложная. Она сложная с украинской точки зрения, но все же есть и что-то хорошее. Например, то, что произошло в Курской области. И я думаю, что это была хорошая идея — атаковать там. Но я все же надеюсь, что украинский народ сможет выстоять и продолжать бороться. И в будущем мы могли бы поддержать вас больше, чем раньше. Но я знаю, что на восточном фронте ситуация действительно сложная. Поэтому нам нужно больше оружия. Это наше послание. Если бы у меня были деньги, я бы их все отдал Украине. И я гарантирую, что я работаю на своем посту, чтобы поддержать Украину настолько, насколько это возможно. Пишу колонки, беседую с ведущими лидерами и так далее. Вы можете доверять мне, и вы также можете доверять ЕС и европейским странам.

Итак, господин Янтти, я от всего сердца благодарен вам за всю вашу поддержку, за все ваши действия в поддержку Украины и за позицию Финляндии. Нам очень приятно осознавать, что у тебя есть такие замечательные партнеры, на которых всегда можно положиться. И мы очень ждем возможности стать частью семьи ЕС. 

— Большое спасибо от моего имени и от имени Финляндии и финского народа. Я солидарен с вами и желаю вам всего самого наилучшего и сил, чтобы вы могли идти вперед.

Ганна Соловйова, информационное агентство Guildhall, эксклюзивно.

# # # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!