Венгерская евродепутат: ЕС должен развивать военный потенциал, поддерживать Украину и показать Путину силу

Европейский союз должен быть готов помочь украинскому народу и президенту Зеленскому, а также укреплять собственный военный потенциал. Агрессия РФ не может остаться безнаказанной. Это значит, что все шаги с санкциями, энергетической независимостью европейских стран, санкциями против российских кораблей «теневого флота», санкции против российских олигархов — все это должно быть усилено.

Кроме того, ЕС должен держать двери открытыми и иметь возможность вести переговоры о своем будущем с позиции силы. Одновременно с проведением переговоров, дискуссий, саммитов между США, Украиной и ЕС, чрезвычайно важно укреплять военный потенциал Европы и выработать общий европейский ответ на вызовы, которые исходят от путинского режима.

Об этом в большом интервью информационному агентству Guildhall рассказала депутат Европарламента от Венгрии, представительница группы «Прогрессивный альянс социалистов и демократов» Клара Добрев.

Мисс Добрев, начну с очень прямого вопроса — в этой сложной ситуации, принимая во внимание американо-украинские отношения, какова должна быть роль Европейского союза в решении задачи, которая стоит сейчас перед нами?

— Что ж, первой реакцией после встречи в Овальном кабинете (встреча президента США Дональда Трампа и президента Украины Владимира Зеленского, — ред.) был шок. Кая Калас (заместитель председателя Европейской комиссии, глава европейской дипломатии, — ред.) сказала, что свободному миру нужен новый лидер. И это отражает огромное разочарование от того, что наш друг и союзник США, похоже, не оправдал тех ожиданий, которые у нас были. Но, конечно, мы сохраняем спокойствие и обдумываем все это.

Самое главное, что я хотела бы сказать своим коллегам по всему миру: Дональд Трамп и вице-президент Джей Ди Вэнс — это не все Соединенные Штаты и уж точно не американский народ. Поэтому я думаю, что сейчас очень важной задачей для нас является попытка сохранить как можно больше единства среди тех стран, которые отстаивают демократию, права человека, верховенство закона. Ну и, конечно, быть достаточно осторожными и готовыми защищать эти важные ценности даже в одиночку. Поэтому сейчас Европе необходимо действовать быстрее, жестче и более сплоченно, чем когда-либо.

Говоря об американо-украинском диалоге, как вы думаете, стоит ли европейским лидерам вмешаться и попытаться помочь восстановить эффективное взаимодействие Украины и США?

— Во-первых, я очень горжусь большинством европейских лидеров за то, что они сразу же выразили свою солидарность и поддержку президенту Зеленскому и украинскому народу. Это было чрезвычайно важно. Без всяких колебаний, без всякой тактики большинство европейских лидеров заявили, что мы стоим на стороне Украины и мы стоим на стороне Владимира Зеленского. Нельзя умалять значение такого символического жеста сразу после встречи в Овальном кабинете.

Во-вторых, мы должны думать о двух вопросах. Первый быть готовыми помочь украинскому народу и президенту Зеленскому нашими европейскими усилиями. С другой стороны, как я уже говорила в самом начале, мы никогда не должны забывать, что Трамп — это не все Соединенные Штаты. Поэтому мы должны держать открытыми двери и возможности для переговоров о нашем общем будущем. Второе — мы должны укреплять наш собственный военный потенциал, о чем сказала председатель Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен. Даже без учета российской агрессии мы находимся в ситуации, когда Европа за последние десятилетия немного расслабилась. У нас всегда был старший брат — Соединенные Штаты и зонтик НАТО над нами. И мы думали, что такой союзник и дружба — это навсегда. И поэтому Европа не делала всего, что было в ее силах, для укрепления собственных вооруженных сил. Я думаю, что сейчас также происходит смена эпохи.

Я просто хотел бы подчеркнуть, что мы очень благодарны всем европейским лидерам за поддержку на саммите в Лондоне. Это и правда исторический момент. Но пока Трамп находится в Овальном кабинете мы должны хотя бы попытаться поддержать единство западного демократического союза, назовем его так. И, конечно, украинско-американская и европейско-американская коммуникация здесь абсолютно фундаментальна. Как вы относитесь к идее организовать саммит Европа-США-Украина для координации совместной стратегии по сдерживанию России?

— Я всегда открыта для разного рода саммитов, всех видов координации и обсуждений. Мы должны сесть за стол и найти решение. Единственное, что мы должны понять сейчас, что организация саммитов и попытки найти как можно больше компромиссов не должны останавливать нас от выполнения собственной домашней работы. Это означает, что Европа должна сидеть за столом любых переговоров и быть сильной настолько, чтобы нас слушал весь остальной мир. Поэтому, безусловно, укрепление военного потенциала Европейского союза, чтобы мы были в состоянии самостоятельно защитить свой собственный народ, — это чрезвычайно важно. Поэтому переговоры, дискуссии, саммиты, все, что угодно, это хорошо, но в то же время нам без промедления необходимо строить безопасность европейской оборонной промышленности и наш общий европейский ответ на вызовы, которые сейчас в основном вызваны агрессором, — путинским режимом.

Я хотел бы отметить, что это не Украина должна изменить свою позицию и не президент Зеленский, поскольку мы защищаем свой суверенитет. Это режим Путина должен изменить свое поведение, верно? По вашему мнению, как именно Запад мог бы изменить позицию РФ? Какие практические шаги и конкретные рычаги можно и нужно было бы применить к России, чтобы изменить ее агрессивное поведение?

— Я думаю, есть три очень важные вехи. Во-первых, эта агрессия не может остаться безнаказанной. Это значит, что все эти шаги с санкциями, с энергетической независимостью европейских стран, с санкциями против российских кораблей «теневого флота», санкции против российских олигархов — все это должно быть в силе и даже должно быть усилено. Таким образом мы должны показать, что такое поведение неприемлемо. И я думаю, что эта политика должна продолжаться и даже усилиться.

Во-вторых, мы должны наращивать силу. Путин понимает только силу. Это ясно. У нас было с ним столько соглашений, начиная с Будапештского меморандума. Мне не нужно вам рассказывать, что он обошел и разрушил все соглашения и договора и разбил иллюзию, что с ним можно договориться и заключить мирный договор без каких-либо гарантий. А гарантии — это всегда про то, чтобы быть достаточно сильными, чтобы агрессор их не нарушал. Поэтому, как я уже говорила, необходимо укрепление нашего собственного потенциала, и не только военного, но также в области энергетики, различного критического сырья и так далее. Мы должны показать сильную Европу, которая может отстаивать свои собственные ценности и собственные интересы. И я вижу, что большинство европейских лидеров идут по этому пути.

И, в третьих, нужно очень четко выразить, что мы не собираемся принять любой мир в Украине, а только тот, который будет устойчивым, и который будет отвечает интересам украинцев. Никаких мирных переговоров и никаких решений без украинцев. Украинский народ должен иметь возможность принять собственное решение в будущем. В том числе и поэтому встреча в Овальном кабинете была шокирующей — не только из-за дипломатических или внешнеполитических аспектов, которые мы не видели раньше. Когда я смотрела видео оттуда, я видела двух миллиардеров, олигархов, бизнесменов, — Трампа и Вэнса, — которые говорили о прибыли, о ресурсах, о деньгах, об инвестициях, о том, чтобы получить как можно больше. Они не думали о миллионах людей, чья жизнь навсегда изменилась, об общих ценностях, о том, что у нас есть демократия, права человека или даже возможность для людей самим решать свою судьбу. Так что этот новый мировой порядок, который на самом деле очень популярен среди ультраправых политиков или политиков-популистов, — это не что иное, как миллиардеры, бизнесмены, управляющие миром, как бизнесом. И, к сожалению, в истории есть много примеров, когда внешняя политика или даже военная политика использовалась просто для того, чтобы получить как можно больше денег. Но в конце концов это всегда приводило к войне. Так что речь идет не просто о мирных переговорах, не просто о дипломатическом провале. Это крах всей системы ценностей, которую мы построили вместе после Второй мировой войны. Мы никогда не должны были допустить, чтобы миллионы людей умирали из-за прибыли и из-за обогащения небольшого количества олигархов. Поэтому, мой третий пункт — мы приемлем только тот мир, который в интересах украинцев и который подпишут сами украинцы.

Мисс Добрев, прежде всего, спасибо вам за вашу позицию. Сегодня она так же ценна, как и в 2022 году. Хотел бы спросить вас также о гарантиях безопасности и участии в этом Европейского союза. Не могли бы вы поделиться своим видением, какова роль ЕС в этом вопросе?

— Я думаю, что следующие недели или месяцы будут довольно бурными. Я — представитель венгерской оппозиции, что значит, к сожалению, что премьер-министр, который сейчас правит моей страной, действует абсолютно как агент Путина. И цель его политики — разрушить европейское единство и ослабить Европу. К примеру, Венгрия — единственная страна, которая после полномасштабного вторжения РФ в Украину увеличила импорт российских энергоносителей. А это значит, что за последние три года мы — венгерские налогоплательщики, внесли свой вклад в агрессию Путина в размере 15 миллиардов евро. И это действительно позор.

Самое важное предложение, как европейского политика, касается не только Украины, но и Европы. Я — федералистка и всегда выступала за Соединенные Штаты Европы. Это была стратегическая цель меня и моих единомышленников, над который мы работали — создать в исторической перспективе наши собственные сильные федеративные Соединенные Штаты Европы. Но у меня такое чувство, что в последние несколько дней история стала ближе, и она уже здесь. Поэтому единственный способ, при котором мы можем быть сильными и помочь Украине, — если мы сделаем большие шаги к очень сильному и единому Европейскому союзу. На сейчас это единственный способ, как мы можем ответить на мировые вызовы, вне зависимости от того, идут ли они с Востока или с Запада. И только так мы сможем дать Украине европейскую перспективу. Потому что я твердо убеждена, что будущее Украины в Европе.

Г-жа Добрев, и в Украине, и на Западе снова идет большая дискуссия об угрозе умиротворения России. Вы отметили, что Россия нарушила все соглашения, которые подписала на протяжении последних 20-30 лет. А что вы скажете о результатах последнего исследования Объединенного королевского института по исследованию вопросов безопасности и обороны (RUSI), где говорится, что «необъявленная война России против Запада усиливает рычаги воздействия и страх, дестабилизацию и тайные операции, чтобы подорвать устойчивость НАТО». Согласны ли вы с оценкой, что Россия на самом деле ведет необъявленную войну против западных стран? Видите ли вы хоть какое-то намерение со стороны РФ остановить эту войну?

— Как представительница Венгрии, я каждый день сталкиваюсь с российским влиянием. Это не просто гибридная война против Европы и наших европейских ценностей. В некоторых странах война ведется через социальные сети, в некоторых странах таких как Венгрия, к сожалению, даже через государственные СМИ. Россия финансирует и покупает оппозиционных политиков в некоторых странах. Где-то, как в Венгрии, они покупают и финансируют политиков, которые находятся в правительстве. Так что это определенно что-то угрожающее. Путин выразился абсолютно ясно. Он сказал, что ему не нравится мировой порядок, сложившийся после распада Советского Союза. Он не хочет, чтобы страны Восточной Европы и Балтии были частью свободного мира. Это и их приговор. Речь идет не только об Украине. Так что, безусловно, цель путинского режима — изменить мировой порядок. Наша задача — защитить мир от него.

Тарас Мокляк, информационное агентство Guildhall, эксклюзивно.

# # # # # # # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!