Шведский евродепутат: «Без гарантий безопасности РФ продолжит войну»

После переговоров о перемирии без четких гарантий безопасности или членства в международных организациях для Украины, РФ снова может начать боевые действия. Российской Федерации доверять нельзя. РФ считает, что США у них в руках, потому «играют» в мирные переговоры, стараясь получить для себя как можно больше уступок. Но разговоры и реальность — это разные вещи. На самом деле Россия в слабой позиции.

Об этом в большом интервью информационному агентству Guildhall рассказал депутат Европарламента от Швеции Йонас Шёстедт.

Сэр, сегодня идет большая дискуссия. Мы видим различные взгляды на процесс урегулирования российской агрессии против Украины. Совсем недавно представители Трампа, представители США встретились с представителями Путина в Саудовской Аравии. Украину вынуждают принять хотя бы частично условия России по замораживанию войны. Видите ли вы какие-либо угрозы в отношении подобных предложений? 

— Да, я на самом деле был очень расстроен. Не столько удивлен, сколько расстроен действиями американцев. Но они, кажется, заранее согласны с тем, что Россия продолжает оккупировать значительную часть Украины. Это явно нарушает международное право. Это глупая тактика ведения переговоров — отдать самое главное, чего хочет Россия, еще до начала переговоров.

Одно должно быть ясно. Единственная страна, которая может принять решение о будущем украинской территории, — это Украина. Украина должна быть за столом переговоров. Я думаю, что это было то, что порадовало Москву. Это была глупая ошибка американцев. Это ставит Украину в еще более сложную ситуацию. Я думаю, что сейчас важная задача для нас, как европейцев и членов Европейского парламента, — твердо стоять на стороне Украины, настаивать на том, что Украина должна быть за столом переговоров. Если Украина хочет, ЕС должен быть на ее стороне. Мы должны усилить поддержку Украины, чтобы показать американцам, что даже если они перестанут поддерживать Украину, мы будем продолжать поддерживать Украину.

Россия не так сильна, как кажется. Украина на самом деле яростно и во многом успешно защищала свою территорию в последние годы. Я думаю, что важно признать это и встать на сторону Украины и на сторону международного права. Это ясно. Россия не имеет права на украинскую территорию — ни на Крым, ни на один квадратный метр в Донбассе, ни на что.

Сэр, в то же время официальные лица РФ продолжают настаивать, что Украина полностью потеряла оккупированные Россией территории, и должна вывести войска из неоккупированных территорий. Что Украина должна пересмотреть свои территориальные границы в рамках мирных переговоров и отдать России Донецкую, Запорожскую и Херсонскую области, которые на сегодняшний день контролируются украинским правительством. Не считаете ли вы, что Россия такими действиями нивелирует любые мирные договоренности?

— Мне кажется, что американцы придают им сил. Россияне думают, что американцы у них в руках. Поэтому они действительно играют и стараются получить как можно больше. Конечно, они знают, что Украина этого не примет. У Украины нет никаких причин соглашаться на передачу России своей территории

Даже если будет прекращение огня, Украине не нужно говорить, что она сдает какую-то территорию. Даже если конфликт будет заморожен, конечно, ни Украина, ни западный мир не должны признать, что эти части Украины принадлежат России. Россияне конечно пытаются, но за эти годы они уже наговорили много глупостей, например, что завоюют Киев за три дня. Этого не произошло.

То, что они (представители РФ, — ред.) говорят, и реальность — две разные вещи. Поэтому, я думаю, мы должны это осознавать. И, конечно, мы также должны быть четкими с американцам. Находясь в одном военном союзе, сотрудничая во многих областях, мы не должны вести международные переговоры таким образом. И, конечно, Украина должна быть за столом переговоров. Идет агрессивная война, в которой Россия напала на Украину. Но это не очень хорошо для россиян. Они считались одной из крупных военных держав в мире. Но Украина, со всеми ее трудностями, смогла выстоять против многолетней агрессии. Поэтому я считаю, что разговоры о том, что Россия побеждает, — это, прямо скажем, чушь собачья.

Да, это правда. С другой стороны, Трамп продолжает повторять, что РФ и Украина должны заключить мир. Он упоминал об этом несколько раз. Судя по действиям России, вы видите, что Россия заинтересована в прекращении агрессии?

— Я думаю, что Россия заинтересована в прекращении войны, потому что ее экономика находится в очень плохом состоянии. Они потеряли сотни тысяч солдат убитыми и ранеными. Я бы сказал, что под авторитарной поверхностью в России также есть много недовольства в обществе. И есть признаки того, что они все менее и менее успешны на поле боя. Я имею в виду, что они пытаются завоевать село, но тратят на это недели. Поэтому, конечно, в интересах России хотя бы временно прекратить войну.

Но если не будет хорошего соглашения, Россия в один прекрасный день продолжит войну. Если нет гарантий безопасности для Украины, нет поддержки со стороны других стран, нет письменных гарантий, членства в международных организациях, я думаю, что России нельзя доверять. Они могут захотеть прекратить огонь на время, но должны быть гарантии безопасности, которые сделают невозможным для России в один прекрасный день снова начать боевые действия. И что самое важное — прекращение огня не может означать согласие с незаконной оккупацией территории Украины.

Почему я спросил вас о том, готовы ли русские остановить агрессию или нет, ведь ровно сразу после того, как президент США позвонил Путину, российский беспилотник атаковал Чернобыльскую атомную электростанцию. Как вы думаете, что это значит?

— Они (Россия, — ред.) уже не раз демонстрировали это высокомерие. Они напали на Киев, когда в нем находился генеральный секретарь Организации Объединенных Наций. Я имею в виду, они делали это и раньше. Они не уважают ни международное право, ни других партнеров.

И это тоже неуважение к США, в том числе.

— Да, это так. И нормальная страна, а США при Трампе, к сожалению, — не очень нормальная страна, давила бы на Россию, говорила бы, что будет подрывать РФ экономически, что будет вводить более жесткие санкции, сохраняя существующие санкции, будет держать Россию в международной изоляции, если они не сядут за стол переговоров и не поступятся чем-то по Украине. И я не знаю, есть ли предел для Трампа, я сомневаюсь. Он наивно представляет себе, что они с Путиным вроде как равны, сидят вместе, но это не так. Вот почему международное давление со стороны Украины, ЕС, всех людей, поддерживающих международное право, должно быть очень мощным и четким.

Спасибо за вашу позицию. Мой последний вопрос. Я хотел бы узнать вашу точку зрения на архитектуру разрешения конфликтов. Что бы вы хотели видеть в качестве основы и какие ключевые компоненты должны быть на столе?

— Во-первых, нельзя признавать оккупацию. Даже если Украина хочет и согласна на заморозку конфликта на некоторое время, международное сообщество ни в коем случае не должно признавать незаконную оккупацию.

Во-вторых, пока российские солдаты остаются на оккупированных территориях Украины, санкции будут продолжаться. Пока продолжается оккупация, нормализация отношений с Россией невозможна. Они очень хотят избавиться от санкций, но должно быть условие: вы покинете Украину, и тогда мы сможем обсудить отмену санкций.

Конечно, я бы хотел, чтобы все военные преступники, включая Путина, также оказались в Гааге. Я бы хотел, чтобы Россия выплатила Украине репарации за весь ущерб, который она нанесла. Потерянные жизни невозможно восстановить, но если бы РФ заплатила за восстановление Украины — это было бы единственным справедливым решением в рамках урегулирования путем переговоров. Но сейчас самое важное, — чтобы даже в случае прекращения огня не было признания оккупации.

Я родом из маленькой страны — Швеции. Если у нас не будет никаких правил для крупных держав, то в конечном итоге проигравшими окажутся такие маленькие страны, как Швеция или Украина. Мы должны придерживаться международного права и того, как страны должны вести себя по отношению друг к другу. То что Россия и США действуют подобным образом — это прецедент Если это прецедент и это очень опасно для мира.

Тарас Мокляк, информационное агентство Guildhall, эксклюзивно.

# # # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!