США раскрыли схему нелегальных поставок авиадеталей в РФ

Министерство юстиции США объявило об аресте троих человек, связанных с компанией из Огайо, по обвинению в незаконном экспорте деталей и компонентов гражданских самолетов в Россию. Общая сумма поставок составила 2 миллиона долларов, а схема действовала в обход американского экспортного законодательства. Источник: Радио Свобода

Читайте также: Обход санкций: кто и как поставляет иностранные самолеты в Россию

Это уже пятый случай за последние три года, когда США обвиняют частных лиц или компании в контрабандных поставках авиационных деталей в Россию. На этот раз задержанные оказались действующими и бывшими сотрудниками Flighttime Enterprises — дочерней компании российского поставщика.

Рост числа таких случаев демонстрирует кризис в российской гражданской авиации, который усилился из-за западных санкций, введенных после вторжения в Украину в феврале 2022 года. По словам директора лаборатории Berkeley Risk and Security Lab Лии Уокер, зависимость России от западных технологий настолько велика, что в будущем подобных дел станет только больше. Она отметила, что между самой контрабандой и официальными обвинениями может пройти до двух лет, а расследования часто тормозятся из-за отсутствия международного сотрудничества.

Санкции США и ЕС запрещают обслуживание и модернизацию иностранных самолетов в России, что поставило российские авиакомпании перед сложным выбором: консервировать авиапарк, использовать самолеты с риском для пассажиров или нелегально ввозить сертифицированные детали. Большинство перевозчиков выбрали последние два варианта, что привело к росту числа инцидентов.

По данным «Новой газеты Европа», за первые 11 месяцев 2024 года в российской гражданской авиации произошло 208 инцидентов — на 25% больше, чем годом ранее. В их числе как минимум 90 незапланированных посадок, в основном из-за отказов двигателей и шасси. Только за декабрь 2024-го и январь 2025 года в российских самолетах зафиксировали 11 случаев отказа двигателей, причем большинство из них были у Boeing и Airbus.

Без доступа к сертифицированному техобслуживанию российские авиакомпании используют схемы контрабанды. По данным США, детали чаще всего направляются в Россию через Турцию, Армению и Казахстан. В числе контрабандных товаров — карбоновые тормозные диски для Boeing 737, а также авионика, включая системы связи и навигации.

Проблемы затронули не только иностранные, но и российские самолеты. Производимый в России Sukhoi Superjet также зависит от западных комплектующих, а потому в будущем его ждет та же судьба, что и Boeing с Airbus. Альтернативой должен был стать новый отечественный лайнер МС-21, но его массовое производство задерживается из-за санкций и приоритетного финансирования военных нужд.

Ранее сообщалось, что санкции портят планы РФ по производству собственных самолетов.

# # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!