После падения режима Башара Асада главный центр российской разведывательной деятельности на Ближнем Востоке переместился из Сирии в Иран. Укрепление связей между Москвой и Тегераном стало особенно заметным с 2022 года, когда резко увеличилось количество перелетов в Иран российских разведчиков. Источник: The Insider
Отношения между Россией и Ираном развивались давно, но Москва старалась не афишировать их, чтобы не испортить отношения с Израилем. Однако после начала полномасштабной войны против Украины ситуация изменилась: Россия столкнулась с нехваткой вооружений и санкциями, и Иран стал для нее стратегическим партнером. В июле 2022 года Владимир Путин совершил визит в Тегеран — первый с начала войны визит за пределы постсоветского пространства. После этого активность российских спецслужб в Иране значительно выросла. В страну начали приезжать высокопоставленные представители ГРУ, ФСБ и СВР.
Одним из ключевых эпизодов стало посещение Ирана 1 октября 2022 года делегацией во главе с заместителем начальника ГРУ генералом Сергеем Афанасьевым. До этого момента он не был замечен в поездках в Иран, но после этой даты стал регулярно посещать страну. Афанасьева сопровождал генерал Андрей Аверьянов, известный по операциям с применением яда «Новичок» в Великобритании и Европе, а также по организации взрывов на военных складах в Чехии и Болгарии. Третьим участником поездки был бывший резидент ГРУ в Душанбе, прибывший с паспортом на имя Алексея Сорокина.
Точной информации о переговорах этой троицы нет, но вскоре после их визита в Иран приехала делегация из Татарстана, которая посетила секретный завод по сборке боевых беспилотников. Хакеры из группы PRANA Network, близкие к иранской оппозиции, смогли получить переписку между иранской компанией «Сахара Тандер» и российскими получателями из Татарстана. В результате переговоров было достигнуто соглашение о подготовке российских специалистов в Иране и поставке комплектующих для производства беспилотников в Татарстане. Чтобы скрыть сотрудничество, дроны назывались «катерами», а Иран — «Беларусью».
В сделке участвовали компания «Алабуга Машинери» и ее генеральный директор Николай Афтапов. Со стороны Ирана контракт подписал Хоссейн Бакшайеш, попавший под санкции Минфина США за поставки вооружений в обход ограничений. Часть расчетов в рамках сделки осуществлялась золотыми слитками, что также подтверждается взломанной перепиской.
Поставки дронов в Россию осуществлялись через Каспийское море, и в ноябре 2024 года под санкции ЕС попали российские судоходные компании, которые занимались перевозкой иранских беспилотников и ракет. До этого их основными грузами были автомобили, авиационные запчасти и продукты, но после начала военного сотрудничества с Ираном их выручка выросла на 75–80%.
Сотрудничество между российскими и иранскими спецслужбами продолжает расширяться. В Иран регулярно летают не только руководители ГРУ, но и глава СВР Сергей Нарышкин, бывший секретарь Совета безопасности Николай Патрушев и сотрудники ФСБ.
Резидентуру ГРУ в Тегеране возглавляет полковник Игорь Дёмкин, который работает под прикрытием советника посольства. Он обучался в Военно-дипломатической академии ГРУ и его семья зарегистрирована в общежитии спецслужбы в Москве. Источники сообщают, что он часто бывает на авиабазе ВВС Ирана в Хамадане и в порту Амирабад, откуда в Россию отправляются дроны и ракеты «Фатех».
В его подчинении находятся несколько офицеров ГРУ, включая полковников Дмитрия Кувшинова и Евгения Белоконева. В числе советников иранской стороны значится подполковник Юлий Дерябин, специалист по противовоздушной обороне, который помогает Ирану совершенствовать системы ПВО. Однако недавние успешные удары израильской авиации по иранским объектам ставят под сомнение эффективность его работы.
Связи между российскими спецслужбами и иранскими бизнес-структурами также подтверждаются деятельностью представителей Торгово-промышленной палаты РФ в Иране Владимира Обыденова и Вячеслава Ювачева. Оба являются бывшими военными: Обыденов служил в ГРУ, а Ювачев выпускник военного училища ракетных войск. Они связаны с «Мир Бизнес Банком», который участвовал в финансировании поставок дронов.
Таким образом, Иран стал ключевым партнером России в военно-техническом сотрудничестве, а его территория превратилась в главный центр российского шпионажа на Ближнем Востоке.
Ранее сообщалось, что Иран покупает у РФ аэростаты, которые могут использоваться для шпионажа.
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
Tweet