Российское судно подозревают в повреждении голландского кабеля связи

Российский танкер Eagle S попал под подозрение в шпионаже у берегов Нидерландов. 24 ноября 2023 года судно в течение двух часов двигалось на минимальной скорости над подводным кабелем Atlantic Crossing 1 — ключевым телекоммуникационным каналом между Европой и США. Как сообщает голландское издание NRC, после этого судно возобновило нормальную скорость и направилось в сторону России. Источник: NL

Система AIS (автоматическая идентификационная система) зафиксировала, что Eagle S двигался со скоростью 2–3 узла прямо над кабелем. Этот маршрут вызвал подозрения у экспертов, поскольку Atlantic Crossing 1 обеспечивает важный голосовой и информационный трафик между США, Великобританией, Германией и Нидерландами. Госдепартамент США ранее классифицировал этот кабель как часть критически важной инфраструктуры Нидерландов.

По мнению профессора международных отношений Лейденского университета Роба де Вейка, действия судна вызывают серьезные вопросы. Он подчеркнул, что российские суда в последнее время все чаще оказываются вблизи подводных коммуникаций стран Запада.

Eagle S, формально зарегистрированный как нефтяной танкер, является частью российского «теневого флота», который помогает обходить западные санкции. По данным эстонской разведки, Россия использует гражданские суда в разведывательных целях с 2019 года. Некоторые из них оснащены специальным оборудованием для сбора информации.

Согласно Lloyd’s List Intelligence, в последние месяцы Eagle S был модернизирован, получив передовое коммуникационное оборудование. Источники издания утверждают, что на борту судна обнаружены «кейсы с ноутбуками», а также оборудование, напоминающее датчики, которое могло быть размещено в Северном море.

Высокопоставленные чиновники ЕС выразили обеспокоенность возможной причастностью России к атакам на критическую инфраструктуру. Верховный комиссар ЕС по иностранным делам Кая Каллас заявила, что действия российских судов выглядят как «преднамеренные и скоординированные», направленные на подрыв цифровой и энергетической безопасности Европы.

За последний год в Балтийском море зафиксировано три случая повреждения подводных кабелей. В декабре 2024 года Eagle S уже подозревался в повреждении кабеля между Финляндией и Эстонией.

Голландские специалисты отмечают, что слежка за такими судами представляет сложную задачу. По словам эксперта по обороне Патрика Болдера, в водах у Нидерландов слишком много морского движения, что затрудняет выявление потенциальных угроз. Он призвал провести техническую экспертизу в районе Ваттовых островов, где Eagle S находился над кабелем, чтобы установить, было ли повреждение инфраструктуры или попытка установить шпионское оборудование.

Голландские ВМС уже усилили патрулирование Северного моря. Недавно в регион был направлен фрегат Zr.Ms. Tromp, который возглавил оперативную группу НАТО по защите критически важной инфраструктуры.

При этом эксперты указывают на юридические сложности: согласно международному праву, у Нидерландов нет полномочий задерживать иностранное судно, если оно не было поймано на диверсии с поличным.

Финский адвокат, представляющий владельца Eagle S, отказался комментировать деятельность судна в голландских водах.

Напомним, финская полиция совместно с Пограничной службой начала расследование повреждения электрического кабеля Estlink 2, соединяющего Финляндию и Эстонию. О неисправности стало известно в Рождество, 25 декабря, после сообщения компании Fingrid, ответственной за управление электросетями. Примечательно, что рядом с местом повреждения проходил танкер «теневого» флота РФ.

# # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!