Балтийское море становится ареной гибридной войны, где Россия использует скрытые методы для атак на подводную инфраструктуру. За последние два месяца коммерческие суда, связанные с Россией, обвинялись в повреждении кабелей связи и энергоснабжения. Эти действия оставляют западные страны в неведении относительно того, как реагировать, и подчеркивают уязвимость подводных коммуникаций в регионе. Источник: The Economist
В ноябре датский флот задержал китайское судно Yi Peng 3, прибывшее из российского порта, после того как кабели связи между Скандинавией были перерезаны. Судно удерживали месяц, однако Китай отказался сотрудничать, и его пришлось отпустить. На Рождество электрический кабель между Финляндией и Эстонией был поврежден, предположительно, танкером Eagle S, перевозившим российскую нефть под флагом Островов Кука. Финская береговая охрана оперативно задержала судно и обнаружила на борту российское шпионское оборудование. Сейчас финские прокуроры готовят уголовные обвинения.
Подводная инфраструктура, включая кабели и трубопроводы, проходит через исключительные экономические зоны (ИЭЗ), где страны имеют ограниченные права согласно Конвенции ООН по морскому праву. Суда, занимающиеся саботажем, формально нарушают закон, но доказать это без задержания судна сложно. В таких случаях ответственность за инциденты лежит на государстве, под чьим флагом ходит судно. В случае с Eagle S это Острова Кука.
Подводное оборудование сложно защитить из-за его протяженности и особенностей размещения. Кабели в Балтийском море достигают сотен километров длиной. Хотя они оснащены датчиками для выявления повреждений, требуется быстрое вмешательство, чтобы найти виновников. НАТО, располагая значительными военно-морскими ресурсами в регионе, акцентирует внимание на традиционных военных угрозах, а не на защите гражданской инфраструктуры.
Россия создала так называемый «теневой» флот танкеров и грузовых судов, чтобы обходить западные санкции, введенные после начала войны в Украине. Эти суда часто имеют сомнительное техническое состояние, плохо застрахованы и официально принадлежат подставным компаниям в странах Карибского бассейна или Персидского залива. Помимо повреждения кабелей, они угрожают экологической безопасности из-за возможных разливов нефти.
Эксперты считают, что действия Финляндии стали образцом оперативного реагирования. Финская береговая охрана успела задержать Eagle S на месте инцидента, что позволило изъять доказательства. Конфискация судна и подготовка уголовных обвинений против владельцев и экипажа создают прецедент и сдерживающий фактор для дальнейших саботажных действий.
Европейские страны также планируют ужесточить контроль за судами, связанными с Россией. Береговая охрана должна задерживать недостаточно застрахованные суда для выявления связей с «теневім» флотом. Важно также усиливать давление на государства, чьи суда участвуют в подобных действиях, например, Китай и ОАЭ.
НАТО уже объявило о расширении патрулирования в Балтийском море. Однако для противостояния гибридным угрозам требуется надежная стратегия, включающая как оперативные меры, так и дипломатическое давление, отмечает издание.
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
Tweet