На фоне проблем с российской железнодорожной инфраструктурой импортеры все чаще используют автомобильный транспорт для доставки товаров с Дальнего Востока. Этот сегмент стремительно осваивают китайские перевозчики, что ставит российских логистов в сложное положение. Источник: The Moscow Times
Ситуация начала ухудшаться во второй половине 2024 года, когда из-за нехватки пропускной способности железнодорожных маршрутов спрос на автоперевозки резко возрос. Как утверждают представители логистических компаний, китайские перевозчики не только наращивают объемы перевозок, но и активно используют различные схемы, чтобы вытеснить российских конкурентов.
Менеджеры компаний отмечают, что китайская сторона ограничивает выдачу разрешений российским автоперевозчикам, тогда как собственные компании получают больше квот. В результате уже в сентябре российские перевозчики полностью выбрали свои квоты, и к концу года начался дефицит разрешений.
В 2024 году российские перевозчики получили 82 000 разрешений на пересечение китайской границы, а китайские — 52 000. Однако спрос быстро превысил предложенные квоты, и в июне пришлось выдавать дополнительные 50 000 разрешений с каждой стороны. Китайские перевозчики с запасом использовали выделенные квоты, тогда как российские компании вновь столкнулись с нехваткой.
К декабрю китайская сторона предоставила лишь 6000 дополнительных разрешений, что явно недостаточно для удовлетворения потребностей рынка. Более того, все разрешения ограничены только одним пограничным пунктом — Забайкальском, который уже страдает от перегрузки.
На фоне дефицита разрешений выросла стоимость доставки. По данным компании Tradest, стоимость перевозки 20-тонной фуры из Шанхая в Москву с начала лета увеличилась с $10 000 до $14 000–15 000. Дефицит квот также привел к появлению серого рынка: разрешения, которые официально стоят 1500 рублей, перепродаются за 200 000 рублей.
Китайские логисты активно решают вопросы загрузки в обратные рейсы. Они доставляют товары в Москву и Санкт-Петербург, а на обратном пути берут грузы в российских регионах, таких как Краснодарский край и Ростовская область. Некоторые перевозчики умудряются нарушать запрет на каботаж, зарабатывая на внутренних перевозках по России.
Китайские компании также активно рекламируют свои услуги в социальных сетях, предлагая соотечественникам надежные и быстрые перевозки в Россию. По словам представителей российского бизнеса, в декабре основная часть грузов в страну доставляется китайскими фурами.
Российские автоперевозчики, особенно из Приморского края, оказались в сложной ситуации. Они жалуются на простой техники из-за недостатка квот и растущую конкуренцию со стороны китайских компаний. Многие вынуждены сокращать объемы работ, а владельцы компаний говорят о риске закрытия бизнеса.
Логисты и автоперевозчики из России призывают власти оперативно решить проблему с квотами и разработать меры для защиты национального рынка грузоперевозок. В противном случае китайские перевозчики могут окончательно вытеснить российских конкурентов, захватив значительную долю рынка доставки с Дальнего Востока.
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
Tweet