Российский теневой флот, перевозящий нефть в обход международных санкций, может быть значительно крупнее, чем считалось ранее. Согласно оценкам, его численность достигает от нескольких сотен до тысячи судов. сообщила профессор морского транспорта Таллиннского технического университета Улла Тапанинен. Источник: Yle
Теневым флотом называют суда, которые используются для обхода международных санкций и потолка цен на российскую нефть, установленного странами Запада. В 2022 году этот потолок был определен на уровне $60 за баррель. Однако, как утверждает Тапанинен, большинство российских нефтяных грузов продается по цене выше этой отметки, а теневой флот играет ключевую роль в транспортировке такой нефти.
После введения санкций в связи с войной России против Украины маршрут российских нефтяных грузов значительно изменился. Если раньше экспорт шел преимущественно в Европу, то теперь основные покупатели находятся в Индии, Китае и других странах Дальнего Востока. Это увеличило расстояния перевозок и потребность в большем количестве судов.
В декабре 2023 года в санкционном списке ЕС находилось 80 кораблей, перевозивших российскую нефть. Эти суда лишены обслуживания в портах по всему миру, что фактически делает их использование невозможным. Однако это лишь небольшая часть теневого флота. По словам Тапанинен, сотни судов, а возможно, и несколько тысяч занимаются перевозкой российской нефти. Некоторые из них работают на постоянной основе, другие привлекаются временно.
Проблемы, связанные с теневым флотом, касаются не только обхода санкций, но и экологической безопасности. Средний возраст таких судов значительно вырос, поскольку их списание отложено. Старые танкеры используются даже после завершения их нормального эксплуатационного срока, что увеличивает риск аварий и разливов нефти.
Уже известны случаи, когда суда теневого флота становились причиной экологических инцидентов в Гибралтарском проливе и у берегов Китая. Профессор Тапанинен подчеркивает, что этот вопрос требует более жесткого регулирования, однако нынешние международные законы и морское право не позволяют эффективно бороться с этой проблемой.
Законы, регулирующие деятельность судоходства, разрабатывались в прошлом веке, когда такие проблемы, как защита подводных кабелей или инфраструктуры в международных водах, еще не стояли на повестке дня. Изменение морского права представляет собой сложную задачу из-за многовековой традиции свободы морей.
Согласно мнению Тапанинен, для решения проблемы с теневым флотом требуется международное сотрудничество, но Россия вряд ли примет участие в таких инициативах.
Продажа нефти через теневой флот приносит России огромные доходы. По оценке правоцентристской группы ЕНП в Европарламенте, только от экспорта сырой нефти Россия ежемесячно получает не менее $12 миллиардов. Эти средства продолжают финансировать войну против Украины.
Напомним, «теневой флот» России представляет серьёзную экологическую угрозу для Балтийского моря, что обуславливает необходимость усиления мер противодействия навигации такого флота. Об этом в комментарии Guildhall заявил депутат Европарламента от Литвы (EPP), член комитета по индустриальной политике, научным исследования и энергетике Паулюс Саударгас.
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
Tweet