Запад должен отказаться от реактивного подхода в рамках противодействия российской агрессии и применить проактивную стратегию — в направлении изменения поведения режима в РФ. Войну необходимо сделать болезненной для России — санкции должны быть усилены, инвестиции и темны развития ОПК ЕС должны быть решительно нарощены. Украина должна получать гораздо больший объем вооружений для одержания оборонительной победы. Всю политическую волю Запада в противостоянии РФ необходимо собрать воедино, без нее победу одержать не удасться. Украина же должна получить гарантии безопасности от ядерных держав наподобе тех, которые имела Финляндия до вступления в НАТО.
Об этом в большом интервью Guildhall рассказал депутат Европейского парламента от Финляндии (Group of the European People’s Party), член комитета по международным отношениям Мика Аатола.
— Ситуация в которой мы находимся без преувеличения крайне сложная. Даже если Украина получит приглашение в НАТО, на которое многие возлагают надежды, это не станет инструментом для остановки российской агрессии. Только непосредственное членство в Альянсе и его ядерный «зонтик» могут гарантировать безопасность, что на сегодня не представляется возможным, пока война продолжается.
С другой стороны, на Западе также недостаточно политической воли, чтобы предоставить Украине либо реальные гарантии безопасности, как это было в случае со Швецией и Финляндией до их вступления в НАТО, либо достаточное количество вооружений, чтобы сделать войну для Кремля неприемлемой, .
Как, по вашему мнению, можно выйти из сложившейся ситуации?
Вы совершенно правы, необходимы выдержка и мощный импульс. Однако, в последние месяцы можно заметить некоторое ослабление энергичности внутри международной коалиции поддержки Украины. Тем не менее, поток вооружений продолжается, и это факт. Недавно Европейский парламент утвердил пакет помощи Украине на сумму около 40 миллиардов евро и США также продолжают участвовать в этом процессе.
Однако, возникает вопрос, достаточно ли имеющегося импульса и куда он приведет. Главная проблема — в политической воле идти дальше. Вопрос членства Украины в НАТО сейчас активно обсуждается, хотя некоторые страны-участницы НАТО сопротивляются этой идее. Тем не менее, те, кто готов поддержать Украину, должны проявить больше решимости. Возможно, это поможет решить проблему. Вы верно упомянули пример Финляндии и Швеции: даже после приглашения в НАТО процесс полного членства занимает месяцы или годы. Этот «серый период» нужно чем-то покрыть, как это было сделано в случае с Финляндией и Швецией благодаря гарантиям безопасности со стороны ядерных держав, таких как Великобритания. То же самое должно быть сделано для Украины.
Войны выигрываются благодаря политической воле. Если ее не хватает, можно выиграть битву, но проиграть войну. Это основа учения Клаузевица: война — это продолжение политики другими средствами. Нам необходимо сконцентрировать эту волю. Очевидно, что поражение России в Украине — это не только вопрос ценностей, но и жизненно важный интерес западных стран. Однако без решительной воли предсказать исход сложно, а отсутствие политической воли гарантирует лишь худшие сценарии.
— Вы полагаете гарантии безопасности от ядерных государств могут стать выходом из безвыходной ситуации?
Да, конечно, и Украина должна их получить. Как я уже говорил, это отвечает жизненно важным, стратегическим интересам Запада. Если Украина не одержит оборонительную победу, через пять лет мы столкнемся с гораздо более широкой войной в Европе.
Главная проблема в том, что реакция Запада до сих пор была недостаточной и запоздалой. Если бы действия были более проактивными и не учитывали так называемые «красные линии» России, ситуация могла бы быть решена уже вскоре после начала войны. Сейчас мы оказались запутанными в паутине этих «красных линий», что усложняет поиск путей выхода.
Тем не менее, да, гарантии безопасности необходимы. Россия не имеет никакого права диктовать ход событий.
— Спасибо за вашу личную политическую позицию по данному вопросу.
Вы знаете, я из Финляндии, и уровень поддержки здесь очень высок. Мы понимаем, что происходит, и, исходя из нашей истории, относимся к этому с огромной серьезностью.
— Ни для кого не секрет, что имеющиеся у Украины вооружения не просто не позволяют говорить об освобождении оккупиованных территорий, но и вопрос возможности просто защищаться стоит очень остро. Мы видим, как российское наступление продолжается, и, к сожалению, достаточно успешно. Мы теряем территории, теряем людей. В чем проблема обсулавливающая недостаточные поставки при наличии достаточных на Западе ресурсов? В недостатке той же политической воли или в чем-то другом?
Я думаю, что самая распространенная ошибка — это рассматривать Россию как своего рода шахматного игрока, для них игра не так сложна. Им нужны оружие и войска, и иногда они испытывают трудности с этим. Однако они получают значительную поддержку от своих союзников — Ирана, Китая, Северной Кореи. Они делают то, что могут, пытаясь извлечь максимум из своей ситуации. У России есть пределы ресурсов, но ее военная экономика в настоящее время работает весьма продуктивно.
Запад же не мобилизовал свои ресурсы в достаточной мере. Нам на Западе необходима четкая реиндустриализация оборонной промышленности. Это происходит в определенной степени, но пока недостаточно.
Например, Россия за шесть месяцев производит объем вооружений, равный всему арсеналу немецких вооруженных сил. Это тревожный знак, и нам нужно сосредоточить усилия на этом.
Одним из позитивных моментов является развитие украинской оборонной промышленности. Она увеличивает производство внутри страны, но для этого нужны деньги. Решением может стать закупка вооружений у украинских оборонных компаний за евро. Мы достигли определенных успехов, и их нужно подчеркивать. Честно говоря, Украина сейчас, возможно, является самой сильной военной державой в Европе.
— Если не учитывать присутствие американских войск в Европе, конечно.
Да, именно так. И военный опыт Украины — это то, что нельзя терять. Вы сейчас являетесь своего рода оборонительной стеной. За этой стеной армии не так сильны, и это чувствуется в Восточной Европе. Это должно ощущаться и в Германии, но там продолжают думать, что это дипломатическая шахматная партия.
— Весьма очевидно, что нельзя просто играть в шахматы с нокаутером, с ним нужно драться.
Совершенно верно. Россия не шахматист, а уличный боец. И в уличной драке побеждает тот, кто берет инициативу и действует агрессивнее. Запад совершил ошибку, приравняв нынешнюю Россию к временам Холодной войны и Советскому Союзу. Но Россия сейчас играет очень простую игру, и мы должны уметь ей противостоять. У нас гораздо больше ресурсов.
— Да и это уже не Холодная война, правда?
Нет.
— Вы упомянули конкуренцию оборонных промышленностей Запада и России. Это действительно серьезная проблема, о которой хотелось бы поговорить подробнее. Сегодня недостаток средств и инвестиций в оборонную промышленность касается не только Украины, но и Европейского Союза. Например, отсутствуют долгосрочные контракты, банки отказываются финансировать эту отрасль и так далее. И все ищут, кто же ответственен?
Мы помним опыт Второй мировой войны, как была выиграна эта индустриальная гонка. США победили в оборонной конкуренции с нацистской Германией. Тогда ключевую роль сыграло государство, правительство, которое активно поддерживало, оркестрировало и развивало ВПК. Да, мы живем в эпоху рыночной экономики, но, возможно, стоит обратить внимание на опыт Второй мировой войны в индустриальной войны с РФ?
Вы абсолютно правы. Государственная поддержка сыграла решающую роль тогда, и этот опыт можно и нужно использовать сейчас. Уроки Второй мировой войны очень актуальны. США тогда сыграли ключевую роль, развернув промышленность и экономику на военные рельсы. Европа была спасена благодаря этому. Нам нужно вернуться к этому подходу.
После окончания Холодной войны многие европейские страны урезали финансирование обороны и перенаправили средства на другие нужды. В результате оборонная промышленность в Европе требует реиндустриализации, а для этого нужны значительные финансовые ресурсы. Сейчас мы пытаемся их найти.
Необходимо рассмотреть возможность совместного заимствования для целей обороны. Нужно менять правила. Например, долгие годы финансовые институты считали инвестиции в оборонные компании чем-то «греховным». Это должно прекратиться. Нет ничего греховного в обороне и самозащите западных демократий.
— Перейдем к другой стороне этого вопроса. Ведь реальная проблема и причина всего, что мы обсуждаем, — это кремлевский режим. Как я уже упоминал в начале нашей беседы, санкции изначально были задуманы как инструмент для изменения поведения этого режима. Как нам попытаться изменить поведение российского режима?
Это нужно сделать болезненным для них. Единственный способ — заставить их страдать. России нужно преподать урок. Санкции должны быть достаточно болезненными.
Санкции должны быть ужесточены. Недостаток проактивного подхода здесь очевиден. Когда началась война, Россию следовало отключить от долларовой экономики. Это нужно было сделать сразу. Но вместо этого мы пошли на постепенные изменения в финансовых и торговых механизмах. Конечно, это делает товары в России немного дороже, так как им приходится использовать посредников. Это создает определенные препятствия для России, но не те, которые мы предполагали в начале войны. Мы проявили лень в этом вопросе, полагая, что это всего лишь стычка, которая как-то сама собой разрешится. Мы думали, что Россия «научится вести себя». Но мы не понимаем, что Россия полна решимости изменить европейский порядок безопасности.
Они уже принесли значительные жертвы и не остановятся, пока не достигнут своих целей. Отсутствие понимания этого факта в умах западных лидеров — одна из проблем. Многие хотят вернуться к более комфортной реальности, игнорируя текущую угрозу. Но это не просто стычка. Это война. Самая крупная война в Европе со времен Второй мировой войны. Если мы проявим леность, она может стать еще масштабнее.
США, конечно, постоянно участвовали в конфликтах после Холодной войны. Но для Западной Европы война стала чем-то далеким. Поэтому уклонение от реальности стало своего рода рефлексом. Однако это немного несправедливо, так как Запад уже сделал немало. Поставка оружия продолжается. Она всегда запаздывает, но поток есть.
Украина остается сильной благодаря политической воле внутри страны. Без нее нет смысла в борьбе. А если Украина падет, начнется эффект домино.
Я убежден, что важно формировать правильное восприятие этой проблемы.
— В завершение у меня последний вопрос. Говоря об изменении поведения режима в РФ важно упомянуть фактор Китая. Американская разведка официально сообщила, что Китай поставляет российской оборонной промышленности технологии, а также компоненты для вооружений, которые впоследствии используются против гражданской инфраструктуры в Киеве, против критической инфраструктуры, больниц и других объектов. Однако эта тема недостаточно обсуждается. Какова, на ваш взгляд, роль Китая в этой войне? И что, по-вашему, Запад может и должен сделать, чтобы остановить это?
Они не глупцы. Китай играет двуличную игру, ведет себя, как «лиса» по Макиавелли. Они ищут возможности. Сначала Китай был несколько шокирован действиями России. Но сейчас они начинают понимать, что Россия достигает того, чего Китай всегда хотел.
Поэтому они снабжают Россию, потому что, если Россия победит, это докажет слабость Запада. Геостратегически действия России выгодны Китаю. Я уверен, Китай уже получил что-то взамен от России. Например, ядерные секреты. Китайские атомные подводные лодки всегда были довольно шумными, и американцы легко их обнаруживали. У России есть технологии, которые делают такие лодки более бесшумными. Так что Китай, несомненно, извлекает значительную выгоду. Мы наблюдаем рождение современных «осиных держав». И это нужно воспринимать всерьез. Нельзя позволить себе стать слишком ленивыми или попасть в ловушку, где мы пытаемся умиротворить такие силы.
Как говорил Черчилль, «нельзя кормить голодного крокодила и надеяться, что все будет хорошо». Именно это происходит сейчас. Нам нужно включить новую передачу и заняться решением этой проблемы.
— Господин Аатола, большое спасибо за ваше время и за столь интересную и глубокую беседу. Мы искренне благодарны вам и желаем вам сил. Будем с нетерпением ждать продолжения нашего общения.
Спасибо вам, слава Украине!
Информационное агентство Guildhall, эксклюзивно.
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
Tweet