В Грузии и непризнанной Абхазии распространяются слухи о возможном предложении Кремля, связанного с возвращением контроля над спорными территориями. В основе теории – предположение, что Москва может поддержать грузинское правительство в обмен на видимость возвращения Абхазии и Южной Осетии. Этот сценарий, хотя и остается в значительной степени на уровне слухов, привлекает внимание и в самом регионе, и за его пределами, заявили специалисты Института Роберта Лансинга. Источник: RLI
Публикации о таких намерениях России появились после недавних шагов Москвы, направленных на улучшение отношений с Грузией, включая отмену визового режима, восстановление авиасообщения и ограничение действий Абхазии и Южной Осетии, которые могли бы дестабилизировать грузинские власти. Также резко прекратились разговоры о возможном референдуме о присоединении Южной Осетии к России, что дало повод для размышлений о возможной смене курса.
В марте политическая партия «Дроа» опубликовала видео, на котором якобы обсуждалась возможность создания конфедерации между Грузией, Абхазией и Южной Осетией. На записи, как утверждается, запечатлен разговор первого вице-спикера парламента Грузии Гии Вольского с российским бизнесменом Давидом Хидашели, обсуждавшим эту тему. В результате общественные дискуссии о «плане конфедерации» обрели новую актуальность.
Согласно информации источников в Тбилиси, подобное внимание России к конфедеративной модели может быть связано с ее экономическими и геополитическими интересами, в частности, с потребностью в новых транспортных коридорах из России на юг через Абхазию и Грузию. Стратегический проект, включающий создание конфедерации, мог бы укрепить влияние Москвы на Тбилиси и ослабить проевропейский курс Грузии.
Однако в самой Абхазии идеи конфедерации воспринимаются скептически, и многие считают, что они направлены на отвлечение грузинского общества от нарастающих политических проблем в стране. Недавно грузинское правительство приняло закон об «иностранных агентах», похожий на российский, что вызвало обеспокоенность общественности и подозрения в авторитарных амбициях действующих властей.
Риски и заинтересованные стороны
Возможные конфедеративные соглашения обсуждаются различными группами, однако остаются весьма спорными. Среди заинтересованных сторон выделяются:
Лидеры Абхазии и Южной Осетии: Некоторые группы в этих регионах рассматривают конфедерацию как путь к большей автономии.
Грузинские политики и эксперты: Умеренные политические деятели видят в конфедерации компромиссный способ сохранить территориальную целостность страны.
Международные посредники: ЕС и ОБСЕ, возможно, поддержат соглашение, если оно принесет стабильность в регион.
Россия: Москва может рассматривать конфедерацию как способ сохранить свое влияние, не отказываясь от поддержки независимости этих регионов.
Главные вызовы
Помимо очевидного недоверия между сторонами, на пути реализации конфедеративного устройства стоят и другие препятствия:
Геополитическая напряженность: Россия признает независимость Абхазии и Южной Осетии и имеет там свои военные базы, что затрудняет любые компромиссы.
Общественное мнение в Грузии: Многим грузинам идея конфедерации кажется нежелательной, поскольку она может узаконить раскол страны.
Такой интерес к конфедеративной модели в Грузии, отмечают в Институте Роберта Лансинга, привлекает внимание и на международной арене, поскольку возможен ее перенос на украинский контекст. По мнению некоторых экспертов, Москва может использовать опыт Грузии, чтобы предложить подобные модели автономии на востоке Украины и в Крыму, создавая видимость компромисса и территориальной целостности, но сохраняя влияние над регионами.
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
Tweet