Спустя годы после предположительного окончания войны в Сирии правление Асада снова рушится. Источник: FP
Читайте также: Французский суд выдал ордер на арест президента Сирии Асада
Шесть лет назад сирийский режим завоевал южную провинцию Дараа, известную миллионам сирийцев как «колыбель революции». Этот военный успех стал решающим моментом для президента Сирии Башара Асада. Это был последний раз, когда режим захватил значительную часть территории оппозиции, и это произошло в июле 2018 года, продемонстрировав его безнаказанность перед мировым сообществом. На бумаге Дараа была объявлена «зоной деэскалации» после многомесячных усилий международной дипломатии, в которых ключевую роль играли Соединенные Штаты.
Несмотря на этот статус, силы режима при поддержке мощной российской армии начали осаду Дараа, обстрелив его и вынудив к сдаче после недель интенсивного насилия. Самый надежный союзник оппозиции, Южный фронт, оказался заброшенным — американские официальные лица советовали ему капитулировать. С тех пор стабильность режима никогда не была поставлена под сомнение, так как международные игроки методично уходили, утомленные и потерявшие интерес. С того решающего момента, по мнению многих, Асад одержал победу, и кризис в Сирии был в значительной степени заштрихован.
Однако на самом деле Асад никогда не «победил» — он просто выжил благодаря последовательной поддержке России и Ирана, а также международному отходу. За годы международный интерес к разрешению кризиса в Сирии полностью выветрился. Сегодня в Вашингтоне даже упоминание о том, чтобы предпринять что-то значительное по отношению к Сирии, вызывает раздраженные вздохи и саркастические усмешки, а не внимание.
И всё же, во многих отношениях ситуация в Сирии хуже, чем когда-либо. Присутствуют явные и устойчивые признаки возрождения Исламского государства, многомиллиардная международная наркоторговля, связанная с режимом, и продолжающиеся геополитические военные действия с участием Израиля, Ирана, Турции, России и Соединенных Штатов. Власть режима над территориями, находящимися под его контролем, никогда ещё не выглядела такой хрупкой и неубедительной.
Южная Сирия — это отличный пример. Через шесть лет после бомбардировок «колыбели революции» и её вынуждения к подчинению, контроль Асада на юге страны трещит по швам.
Тогда как Асад и его российские союзники стремились превратить юг в символ стабильной, «очищенной» от противников Сирии, регион оказался наиболее нестабильным с 2018 года. Как отмечал Syria Weekly, только за период с середины июня по середину июля было зарегистрировано не менее 47 жертв в провинциях Дараа и Эс-Сувейда в результате ежедневных атак, засад, рейдов, похищений и казней заложников. В частности, Дараа стала символом беззакония и хаоса.
Помимо парализующего беспорядка, бывшие бойцы оппозиции и другие местные вооруженные группировки в удерживаемых режимом южных провинциях Дараа и Эс-Сувейда в последние недели стали все более настойчиво бросать вызов злоупотреблениям режима. С середины июня по середину июля вооруженные группировки, в основном состоящие из бывших оппозиционеров, похитили как минимум 25 сирийских военных офицеров в ответ на произвольные задержания гражданских лиц режимом в их районах. Затем они успешно использовали заложников для давления на режим и добились освобождения задержанных гражданских лиц. Ранее режим никогда не сталкивался с таким последовательным вызовом и вынуждением подчиняться.
Местные вооруженные группировки, которые на бумаге считаются «примирившимися», теперь также начали совершать прямые атаки на военные контрольно-пропускные пункты и здания режима Асада в ответ на злоупотребления. Например, 10 июля, когда сирийская женщина из города Инхил в Дараа была задержана при попытке продлить свой паспорт в Дамаске, бывшие бойцы оппозиции в Инхил начали координированные атаки на три контрольно-пропускных пункта режима и местный штаб разведки. В ответ на огонь режима, включая минометы и артиллерию, местные бойцы устроили засаду на бронетранспортное средство режима, прибывшее в качестве подкрепления, и уничтожили его с помощью реактивных гранатомётов. В этот же день женщину выпустили на свободу.
В соседней провинции Эс-Сувейда, где местные жители уже более 330 дней подряд выходят на акции протеста, требуя свержения Асада, силы режима внезапно установили новый контрольно-пропускной пункт на главном въезде в столицу провинции 23 июня. В течение нескольких часов по меньшей мере шесть местных вооружённых группировок мобилизовались и начали атаковать позиции режима, что привело к ожесточённым боям продолжительностью 48 часов, в ходе которых из Дамаска прибыли подкрепления режима.
К 25 июня режим был вынужден отступить, оставив сильно укреплённый контрольно-пропускной пункт без местной власти. Этот прямой вызов политике безопасности режима был особенно заметен для провинции, которая никогда ранее не поддавалась контролю оппозиции.
Этот инцидент привлёк значительное региональное внимание, подчеркнув отступление режима. Возможно, именно это привело к тому, что один из самых известных лидеров антиправительственных вооружённых группировок в Эс-Сувейде, командовавший многими из вышеупомянутых атак, был убит в своём доме на рассвете 17 июля. Мурхадж Джармани, известный как Абу Гейт, был застрелен в голову через окно своей гостиной стрелком с глушителем. Его жена находилась дома, но не услышала выстрела.
Напомним, что ОАЭ предостерегли режим Асада от вмешательства в войну против Израиля.
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
Tweet