Депутат Бундестага: Запад ответственен за Будапештский меморандум и должен противостоять РФ (большое интервью)

Террористические атаки РФ на Украину, которые направлены в том числе на разрушение гражданских объектов и убийство мирного населения, показывают суть российского режима. Страны НАТО, которые на этой неделе собрались на саммит в Вашингтоне, должны дать мощный ответ Путину — максимально усилить ПВО Украины и позволить украинским военным уничтожать военные цели на территории России.

Особенно в свете того, что Запад несет ответственность за нарушение Будапештского меморандума. Ведь Украина, отдавшая третий в мире ядерный потенциал в обмен на гарантии безопасности и территориальной целостности, сейчас расплачивается за ошибки западных стран, которые не вмешались в нужное время. Страны НАТО должны действовать прямо сейчас и принять серьезные решения, которые позволят Украине противостоять агрессии РФ.

Об этом в большом интервью информационному агентству Guildhall рассказал депутат Бундестага от партии «Зеленых» Себастьян Шефер.

Господин Шефер, спасибо вам, что смогли найти время на интервью, а также благодарю вас за все, что вы лично делаете для помощи Украине в ее борьбе против агрессора. Рады вас видеть.

— Большое спасибо за приглашение.

Это честь для меня. Очень многое уже было сделано и многое нам еще предстоит сделать вместе. Всего несколько дней назад российская ракетная атака на Украину унесла жизни по меньшей мере 40 человек. Родильный дом и единственная в своем роде детская больница для тяжелобольных детей «Охматдет» в Киеве были частично разрушены. Какова ваша оценка этого российского ракетного террора? Что международное сообщество может и должно сделать, чтобы это остановить?

— Атака на Украину, совершенная в понедельник 8 июля, еще раз показала нам характер российского режима. Это чистый терроризм. Нападение на детскую больницу демонстрирует всю жестокость российского диктатора и его сторонников. Я полагаю, что это было приветствие саммиту НАТО. И я искренне верю, что страны НАТО дадут очень сильный ответ Путину и России, потому что только так мы сможем прийти к миру. Россия должна отвести свои войска. Россия должна прекратить нападения. Мы (страны Запада — ред.) должны сделать украинское небо безопасным.

Я с облегчением услышал, как президент Байден объявил о поставке Украине новых систем Patriot. Я очень рад, что Германия прилагала действительно огромные усилия и не пасла задних, когда речь шла о ПВО Украины. Единственный ответ, который возможен (на совершенный РФ варварский теракт — ред.) — дополнительная поддержка Украины. Нужны истребители F-16 как можно скорее и нам нужно закрыть небо над Украиной. Мы должны позволить нашим украинским друзьям уничтожать базы, с которых стартуют самолеты российского террористического режима. И мы должны позволить нашим украинским друзьям уничтожать ракеты на территории России и в Крыму до того, как они стартуют.

Ракетный террор мирного населения  — это не только агрессия против Украины, но и вызов глобальной системе безопасности. Но, если мы сравним объем военной помощи Украине со стороны Запада и российский военный бюджет, то увидим, что они несопоставимы. Западная помощь в разы меньше трат РФ на войну. Вы предложили некоторые практические шаги для того, чтобы остановить российский ракетный террор и закрыть украинское небо. Возможно, у вас есть и свое видение того, какие практические шаги необходимо сделать странам Запада, чтобы объем военной помощи Украине соответствовал масштабам российской угрозы?

— Да. Например, привязать объем помощи к ВВП каждой страны. Как сторонники Украины мы должны это сделать. Некоторые страны лидируют в этом направлении, к примеру, скандинавские страны, страны Балтии, Польша. Их военная поддержка коррелирует с ВВП их стран и они приложили огромные усилия для этого. Я недавно говорил с украинским послом и, очевидно, что, если мы возьмем на себя обязательства по поддержке Украины, которые составят лишь 0,25% нашего ВВП как стран НАТО, мы сможем преодолеть российскую агрессию. И это то, что нужно. Это будут деньги, потраченные с умом, потому что мы знаем, что российская агрессия не прекратится, если ее не остановить в Украине.

Поэтому это не только в интересах Украины, но и в наших собственных интересах, чтобы вы успешно защитили свою страну. На саммите НАТО уже было принято решение о выделении Украине 40 миллиардов евро в год из бюджетов стран-участниц НАТО. Мы не должны останавливаться на этом. Я думаю, что этого недостаточно. И это действительно позор, что мы все еще видим западные детали в российских ракетах.

Но также мы видим в этих ракетах много китайских технологий. Я думаю, что мы должны говорить с Китаем на языке силы, потому что без их поддержки Россия не смогла бы продолжать свою агрессию. Поэтому нам нужно разорвать эти связи между сторонниками России и самой РФ. В конце концов, это вопрос экономической силы. А мы — сильные экономически страны, которые находятся в союзе с Украиной. Поэтому мы должны выполнить свой долг.

Очень важно, что вы подчеркнули этот момент с привязкой объемов военной помощи Украины к ВВП стран-участниц НАТО. Если я не ошибаюсь, на сегодня единственная страна, которая уже это реализовала, — Эстония. Как вы считаете, возможно, есть необходимость скорректировать уже подписанные Украиной соглашения о безопасности с западными странами с учетом этого показателя? 

— Да, мы должны определить порог, потому что это вызовет давление на страны, которые еще не сделали достаточно в этом вопросе. Особенно это касается стран Южной Европы, так как там есть большие страны, которые все еще делают недостаточно. Например, Испания, Италия и та же Франция будут вынуждены делать больше, когда у нас будет справедливая и измеряемая практика выделения помощи Украине. В конце концов, нам нужны правила и для поддержки Украины, чтобы, не только одна страна несла бремя поддержки. Хотя справедливости ради надо сказать, что никто в нашем обществе и близко не чувствует такого бремени, как украинский народ. Мы никогда не должны забывать о том, что вам приходится переживать каждый день и каждую ночь во всех частях страны. Поэтому, я думаю, это было бы справедливой схемой для продолжения помощи, ведь мы должны вас поддерживать в долгосрочной перспективе.

Господин Шефер, спасибо вам большое за вашу позицию. Я говорю спасибо всему немецкомц народу от имени всех украинцев. На сегодня Германия — самый большой сторонник и партнер Украины в Европе. Благодарим вас за это. Далее я бы хотел о другой теме. Вы упомянули о необходимости работать с третьими странами, которые поддерживают Россию. Лично я считаю, что это один из важнейших сейчас вопросов, которые Запад  должен решить. Так, недавно Путин, посетил Северную Корею, где было подписано двустороннее соглашение, обязывающее обе стороны защищать друг друга при возникновении угрозы для одной из сторон. Это соглашение делает эту новую «ось зла» более сильной. Как, по вашему мнению, Запад должен реагировать на соглашение между Россией и КНДР, учитывая тот факт, что Северная Корея находится под санкциями Совета Безопасности ООН.

— Это действительно связано с Китаем.  Потому что без поддержки Китая ни Северная Корея, ни Россия не были бы по-настоящему сильны. Мы также видим роль, которую играет Иран, поставляя В Россию беспилотники Shahed, которые, к сожалению, используются против украинского мирного населения. Я думаю, что и мы (Запад — ред.), и Китай экономически важны друг для друга. Поэтому Китай заинтересован в том, чтобы его отношения с Европой и странами «Большой семерки» развивались.

При этом самый большой рынок в мире — это рынок ЕС, так что это может быть рычагом влияния, верно?

— У нас действительно есть рычаги давления на Китай и нам нужно использовать их гораздо активнее, чем мы это делали. Мы уже видим это в дебатах в сфере автомобильной промышленности (ЕС ввел высокие пошлины на импорт электромобилей из Китая — ред.). Мы должны использовать нашу экономическую мощь для очень жестких переговоров с китайским руководством. Им принадлежит решающая роль в прекращении войны. Мы видели, что недавно премьер-министр Индии Нарендра Моди посетил Россию. Они хотят сотрудничества для своего развития и, конечно, у них есть все права на это. Но они также должны взять на себя ответственность за мирное решение проблемы Украины. И это мирное решение всегда должно фокусироваться на украинских интересах. Россия не должна ничего выиграть от своих действий, потому что, выиграв она просто нападет снова. А этого мы не можем допустить.

Стоит отметить, что помимо партнерства с Северной Кореей, Россия также является  членом других международных союзах, таких как OPEC+ и BRICS. Я считаю, что международная изоляция России могла бы стать еще одним важным инструментом, который мог бы помочь остановить эту войну. Как вы думаете, возможно, Западу необходимо начать предпринимать меры, направленные стратегию на изоляцию России от этих и других организаций?

— Да, я понимаю ваши аргументы. Но, с другой стороны, мы видим, как в последнее время развивается экспорт нефти в Индию. И я не думаю, что удастся полностью изолировать Россию, например, в контексте BRICS+ (объединение девяти государств по большей части стран Глобального Юга: Бразилии, России, Индии, Китая, Южной Африки, ОАЭ, Ирана, Египта и Эфиопии — ред.), потому что эти страны заинтересованы в получении ресурсов из России и в своем экономическом развитии.

Но мы, безусловно, должны укреплять наши связи с Бразилией, Индией, ЮАР. Мы должны сделать им предложение, благодаря которому они увидят, что сотрудничество с Европейским союзом и со странами «Большой семерки» (страны с самыми развитыми экономиками в мире: Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония и США — ред.) действительно приносит им выгоду. Мы должны показать им, что сотрудничество с нами более привлекательно, чем сотрудничество с Россией. У них совсем другой взгляд на мир, на то, как он развивается, и мы должны принимать это во внимание.

Вы, определенно, правы. Мир не делится на черное и белое, поэтому нам нужна реальная стратегия работы с этими странами. Мой следующий вопрос касается санкционной политики ЕС, особенно в части способности России производить ракеты. Буквально вчера я сделал запрос в Центральный научно-исследовательский институт Вооруженных сил Украины о том, сколько западных компонентов было в ракете Х-101, которая поразила детскую больницу в Киеве. Я не могу публично обнародовать эту информацию, так как она конфиденциальна, но поверьте мне на слово, в этой ракете были установлены десятки западных компонентов, которые Россия получила уже ПОСЛЕ начала полномасштабного вторжения. Я никого не обвиняю, но, возможно, Западу пора улучшить свою санкционную политику ЕС и нанести удар по способности России производить ракеты? Какие практические шаги, по вашему мнению, здесь можно было бы предпринять?

— У Украины есть много причин обвинять западные компании (в поставке компонентов для российского ВПК — ред.). Мы должны занять более жесткую позицию в этом вопросе. Конечно, в интересах нашей экономики иметь возможность экспортировать товары в как можно большее количество стран. Но мы видим, что у РФ есть способы обойти эти санкции. Мы должны значительно ужесточить наш контроль, потому что иначе это приводит к тому, что произошло в Киеве в понедельник (ракетная атака РФ — ред.).

Я думаю, что мы с коллегами из всех демократических партий в немецком Бундестаге будем дальше продвигать идею использования замороженных российских активов для поддержки Украины. Так что, помимо санкций, я думаю, это было бы еще одним шагом — активизация этих 300 миллиардов долларов для Украины. Потому что это также важно для наших налогоплательщиков, чтобы именно агрессор платил за ущерб и за оборону Украины.

И мой последний вопрос к вам касается не самой популярной на Западе темы.  Не буду вдаваться в подробности, но в украинской версии документа есть слово «гарантии». В английской версии — assurances, заверения. Обе версии были подписаны всеми сторонами. Даже не берем юридическую сторону этого вопроса, но с точки зрения политической ответственности, как вы считаете, несет ли Запад ответственность за Будапештский меморандум? Потому что, фактически, Украина отказалась от третьего по величине в мире ядерного арсенала и тем самым сделала, возможно, самую большую инвестицию в благосостояние западных стран, потому что иначе десятки миллиардов долларов были бы потрачены на ядерное сдерживание. Это мое личное мнение, я на нем не настаиваю. А что лично вы думаете по поводу Будапештского меморандума?

— Я придерживаюсь того же мнения. Украина сделала огромные инвестиции в мирные отношения с Россией и теперь расплачивается за это, потому что Запад не вмешался в нужное время. Просто оглядываться назад ничем не поможет, особенно в такой стране, как Германия. Мы должны понять, что наша политика в отношении России была глубоко ошибочной. Хотя я могу говорить только об ответственности Германии. Я не могу говорить про другие европейские страны.

Очень прискорбно, что украинский народ расплачивается за ошибки, которые мы (Запад — ред.) совершили в прошлом. Это налагает на нас ответственность за то, чтобы действовать сейчас. И я искренне надеюсь, что по итогам саммита НАТО будут приняты правильные решения, потому что у нас нет времени. Атака в понедельник (ракетная атака РФ на Киев и другие города 8 июля 2024 — ред.) поспособствует принятию важных решений для противостояние всем ужасам, которые связаны с этой атакой. Мы должны понимать, что такое Россия и российская агрессия. И мы должны выстоять вместе. Это касается и наших детей. Это ответственность, которая лежит на нас сейчас.

Большое спасибо за столь интересный, глубокий и конструктивный разговор, а также за столь трезвую оценку ситуации. Благодарю за то, что нашли время и надеюсь, что мы будем с вами на связи и по другим важным вопросам. 

— Пожалуйста, обращайтесь в любое время. Большое вам спасибо и желаю всего наилучшего украинскому народу.

Тарас Мокляк, информационное агентство Guildhall, эксклюзивно.

# # # # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!