В Иране произошла неожиданная политическая перемена, которую мало кто мог предсказать ещё несколько месяцев назад. Реформистская фракция, долгие годы находившаяся в политической изоляции, сумела вернуться и выиграть выборы президента впервые с 2001 года. Врач и парламентарий Масуд Пезешкиан победил ультраконсервативного Саида Джалили во втором туре, получив 54,8% голосов. Источник: The Atlantic
Явка на выборах была крайне низкой в первом туре и немного возросла во втором. Это означает, что Пезешкиан стал президентом, имея меньшую долю поддержки избирателей, чем любой предыдущий президент Исламской Республики. Многие из тех, кто вышел на выборы, сделали это не из любви к Пезешкиану, а из страха перед его оппонентом.
Эти выборы стали отправной точкой для явного выражения недовольства граждан Ирана. Те, кто не проголосовал, выразили свое неприятие режима и его кандидатов, а те, кто пришел на участок, отказались поддерживать Джалили и его жесткую программу, представляющую старый режим.
Совет стражей, неизбираемый орган, проверяет кандидатов на пост президента и их лояльность к верховному лидеру. Вопрос заключается в том, почему именно Хаменеи допустил Пезешкиана к выборам, когда представители реформистской фракции ранее были менее популярными, а Джалили отражал его собственное видение режима.
Этот выбор Хаменеи вызывает вопросы, учитывая его успешное наращивание консервативной базы в последние годы. Смерть Эбрахима Раиси, предыдущего президента, дала возможность для новой стратегии, которая включает в себя возвращение реформаторов к власти.
Пезешкиан, как президент, уже начал проявлять свои реформаторские амбиции. Он поддержал «Хезболлу» и обеспокоился продолжением сотрудничества с Россией, обещая при этом продолжить линию сопротивления. Эти шаги могут стать первым шагом в направлении изменений в иранской политике и внешней дипломатии.
Читайте также: Иран заявил, что поддержит «Хезболлу» в случае нападения Израиля на Ливан
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
Tweet