Россия ищет поддержку Китая для развития Арктического морского пути, который может существенно сократить время доставки товаров между Европой и Азией, несмотря на повышенный геополитический риск и опасения со стороны Москвы по поводу намерений Пекина в этом регионе, что может сдержать потенциальное сотрудничество. Источник: SCMP
Читайте также: Кремль откроет Индии доступ к российским военным объектам в Арктике
Россия надеется, что Северный морской путь станет круглогодичным маршрутом благодаря изменению климата, позволяющему судам проходить через ранее замерзшие воды.
На данный момент этот маршрут используется лишь 20-30 дней в году на участке от Карского моря до Берингова пролива на северо-западном побережье Сибири, протяженностью 5600 км.
С уменьшением льдов этот маршрут может быть расширен до Скандинавии, обеспечивая более простой доступ к Северному морю, чем к Балтийскому.
Согласно данным российских СМИ, путешествие из Шанхая в Санкт-Петербург через Северный морской путь займет около 20 дней для грузового судна, что существенно меньше, чем 36 дней через Красное море и Суэцкий канал.
Росатом прогнозирует, что к 2035 году грузопоток по этому маршруту может достигнуть 270 миллионов тонн, что почти в 10 раз больше, чем в 2022 году.
Введение западных санкций после вторжения в Украину усилило необходимость для Москвы в развитии этого маршрута.
Россия считает, что Китай может помочь с компенсацией рисков, связанных с использованием традиционных маршрутов, так как более 60% его торговли проходит по морю.
Ван Юэ из Университета Тампере отмечает, что Россия более мотивирована развивать этот маршрут, чем Китай, несмотря на интерес последнего к его потенциальному использованию.
Для России Арктика является стратегическим и экономическим приоритетом, а Северный морской путь критически важен для экспорта арктических ресурсов.
Напротив, для Китая Арктика представляет лишь одну из многих новых стратегических территорий, а СМП — ценную альтернативу традиционным маршрутам.
Исторически Россия поддерживала высокий уровень безопасности в Арктике, особенно во времена Холодной войны, и продолжает смотреть на вмешательство в регион с подозрением, особенно со стороны неарктических государств.
С экономической изоляцией, вызванной санкциями, Россия обращается к Китаю за помощью в развитии этого морского пути, а Владимир Путин выразил оптимизм относительно его будущего развития.
В мае стороны договорились создать комитет для поддержки развития Арктического судоходного пути как важного транспортного коридора и улучшения инфраструктуры.
Чжао Лун из Шанхайского института международных исследований указывает, что Китай может рассматривать СМП как дополнительный транспортный коридор, особенно в условиях кризиса в Красном море, который подвергает существующие маршруты риску.
Суда, идущие через Красное море и Суэцкий канал, недавно подверглись нападениям, что подчеркивает их уязвимость и растущую опасность.
Китайские исследователи также видят потенциал в развитии сотрудничества с Россией в области инфраструктуры, судостроения и разведки энергоносителей благодаря Северному морскому пути, хотя выгоды для Пекина не должны быть переоценены.
Напомним, НАТО проявляет растущую тревогу относительно действий Китая на Северном морском пути России и возможной военной активности Китая в Арктике, которая может поставить под угрозу коммерческие и научные интересы Североатлантического альянса, заявил адмирал Роб Бауэр, председатель Военного комитета НАТО.
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
Tweet