Угроза нацбезопасности: Литва до сих пор использует российские детали в поездах

Литовские железные дороги (LTG) приступили к установке новых систем управления локомотивами, заменяя российские системы КЛУБ-У, которые были признаны угрозой безопасности парламентским комитетом по национальной безопасности и обороне еще в 2018 году. Однако проблема использования российских деталей в вагонах остается нерешенной. Источник: LRT

Читайте также: В Литве будут судить нарушителя санкций, поставлявшего оружие в РФ

В 2017 году Литовские железные дороги и другие ведомства проводили учения по действиям в случае захвата хакерами управления локомотивом. Тогда же российские системы безопасности КЛУБ-У на литовских поездах были признаны ненадежными.

LTG сообщает, что уже начала замену российских систем КЛУБ-У на эстонские и украинские, соответствующие европейским стандартам безопасности. Проект будет завершен к концу 2027 года. Планируется заменить более 160 единиц подвижного состава в грузовых и пассажирских поездах, а также в специализированном оборудовании. Система КЛУБ-У будет снята с техники всех пяти дочерних компаний LTG, сообщил директор по корпоративным вопросам LTG Александр Зубряков.

Комитет по национальной безопасности признал систему управления КЛУБ-У угрозой национальной безопасности в 2018 году. По мнению Дайнюса Гайжаускаса, экс-председателя комитета, правительство должно объяснить, почему инфраструктура не была заменена ранее.

Гайжаускас считает неприемлемым, что правительство, которое много говорит о борьбе с Россией, не решает эту проблему. Эдвинас Керза, экс-директор по устойчивости бизнеса LTG, добавил, что замена систем КЛУБ-У — не единственная проблема, поскольку в вагонах используется много российских деталей.

Основная причина обращения Литвы к России за запчастями — использование колеи 1520 мм, шире европейской. Такая колея, оставшаяся в наследство от Российской империи и Советского Союза, распространена в Литве, России и Беларуси.

Несмотря на войну в Украине, Литва вынуждена закупать некоторые детали в России, и Комиссия по санкциям делает исключения для таких закупок.

До 10 процентов всех закупок могут составлять детали из недружественных стран, но это количество строго регламентировано и должно быть обосновано в каждом случае, отметил Зубряков. Цель LTG — полностью заменить все детали и технику на европейскую.

Ранее представители правительств заявляли, что отказ от широкой колеи нецелесообразен, так как Литва получает прибыль от транзита с Калининградом. Однако LTG намерена полностью заменить старые поезда и закупает 15 электропоездов у швейцарской компании Stadler, продолжая сотрудничество со Škoda.

Напомним, литовская компания экспортировала в РФ товары, которые можно использовать для ведения войны.

Сообщалось, что некоторые литовские компании продолжают сотрудничать со структурами в РФ и участвуют в обходе санкций.

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!