Согласно данным Проекта данных о местах вооруженных конфликтов и событиях, Мьянма занимает второе место после Сирии и Палестины в рейтинге самых жестоких мест в мире. После переворота 2021 года международное сообщество ввело экономические санкции для ограничения способности военных генералов к обогащению за счет природных ресурсов и бизнеса в Мьянме. Некоторые эксперты утверждают, что нынешний режим ослаб, в частности благодаря единому фронту этнических вооруженных групп, координировавших наступление на режим с конца 2023 года, что делает его более уязвимым к усиленному сопротивлению и экономической изоляции. Источник: FP
Читайте также: Хунта Мьянмы теряет позиции под натиском повстанцев
Одной из стратегий, применяемых военными, является обход санкций для продажи древесины на международном рынке. По данным самих военных, с октября 2021 года по середину 2023 года Мьянма экспортировала древесину на сумму 235,6 миллиона долларов. Фактический объем производства, вероятно, значительно превышает официальные отчеты из-за широкого распространения трансграничной контрабанды.
Исследование, опубликованное Глобальной инициативой по борьбе с транснациональной организованной преступностью в 2021 году, показало, что до 80 процентов древесины, экспортируемой из Мьянмы, незаконно ввозится в Индию и Китай. Расследования показывают, что контрабандисты часто используют нефтяные танкеры и гуманитарные транспортные средства для скрытой перевозки бревен, но иногда действуют и открыто. Местные производители мебели также покупают нелегальную древесину в регионе Сагайн в Мьянме из-за ее низкой цены по сравнению с сертифицированными бревнами.
Хотя прямой связи между конфликтами и незаконной вырубкой не существует, исследователи отмечают, что в странах с высоким уровнем конфликтов или нестабильностью управление лесными ресурсами становится трудным и неэффективным. Высокий глобальный спрос на тропические породы дерева стимулирует участников конфликтов и транснациональные преступные сети к обходу санкций, экспортным запретам и сертификационным программам.
Исследования, проведенные в США и Италии, показали, что лесозаготовительные компании незаконно закупают тик из Мьянмы для использования в строительстве яхт и производстве элитной мебели. Большое количество палисандра из Африки и Юго-Восточной Азии, включая Мьянму, также используется для создания дорогой мебели, или хунму, в китайских домах и предприятиях. По одной из недавних оценок, китайский рынок хунму оценивается в 26 миллиардов долларов в год.
Многолетняя деятельность неправительственных организаций и защитников окружающей среды привела к разработке политик и решений для борьбы с незаконной вырубкой. Ключевые политики включают Закон Лейси в США, постановление Европейского Союза о древесине и постановление Китая 2019 года об управлении импортом и экспортом диких животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения. Частный сектор также принял программы сертификации древесины, созданные такими организациями, как Лесной попечительский совет и Программа одобрения лесной сертификации. Однако эти политики и программы сертификации часто оказываются неэффективными при обнаружении древесины, происходящей из зон конфликтов и других рисковых мест.
Это связано с тем, что программы сертификации полагаются на уникальные идентификационные номера и документы для отслеживания древесины по цепочке поставок. Однако эти механизмы проверки законности не всегда работают должным образом в условиях высокого уровня коррупции. Контрабандисты используют различные стратегии, чтобы обойти требования, установленные программами сертификации и импортерами.
Во-первых, они смешивают нелегальные бревна с легальными на сельскохозяйственных концессиях, лесных складах и лесопилках. Затем эти бревна маркируются идентификационными номерами, которые не соответствуют их настоящему происхождению. Это происходит в странах, где происходит заготовка древесины, например, в Камбодже и Демократической Республике Конго, где деревья из запрещенных зон перемешиваются с легальными материалами.
Во-вторых, контрабандисты прибегают к фальсификации документов, используемых для отслеживания и сертификации легальной древесины, таких как сертификаты происхождения и разрешения на экспорт. В некоторых случаях документы не подделываются, но содержат ложную информацию о грузе. Например, при расследовании древесного угля из Сомали, Группа экспертов ООН обнаружила поддельные сертификаты, которые успешно прошли проверку импортными властями. В Демократической Республике Конго ООН выявила случаи использования фальсифицированных разрешений в соответствии с Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), для незаконного экспорта красного дерева.
Дополнительно, широко распространенная коррупция и сговор между лесозаготовительными компаниями, организованными сетями и государственными чиновниками способствуют незаконной торговле древесиной. В различных странах документированы случаи от взяток таможенникам и пограничникам до коррупции на высших уровнях власти.
Кроме того, слабость финансовых систем и правил по борьбе с отмыванием денег также усиливает торговлю древесиной. Например, в Мьянме военный режим отмывает прибыль от древесины через свои многочисленные конгломераты и дочерние компании. Преступные элементы также используют слабости в системе отмывания денег и законодательства США, например, путем регистрации непрозрачных компаний и направления незаконной прибыли на рынок недвижимости США.
Читайте также: Foreign Affairs: Мьянме угрожает распад
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
Tweet