FP: Перевороты подрывают доверие к африканскому блоку

Когда бывший президент Сенегала Маки Салл попытался отложить президентские выборы на неопределенный срок в феврале, все внимание было обращено на Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС), чтобы увидеть, как оно отреагирует на это нарушение демократических принципов. Для многих наблюдателей реакция ЭКОВАСа показалась слабой, поскольку она не предприняла санкций или ограничений в отношении Салля, лишь поощряя объявление новой даты выборов. Источник: FP

Читайте также: Выход трех стран из ЭКОВАС создает проблемы африканскому региону

Конституционный суд Сенегала вмешался, не позволив Саллю отложить выборы, что показало большую решимость, чем проявляла ЭКОВАС за последние годы. Суд объявил, что выборы должны состояться до истечения срока мандата Салля 2 апреля.

Кандидат от оппозиции Бассиру Диомайе Фэй, вышедший на свободу всего за несколько дней до выборов, одержал победу в первом туре. Салл покинул свой пост с позором, не сумев оказать поддержку своему преемнику и оставив в памяти скорее как угрозу для демократии, чем как руководителя, который реализовал масштабные инфраструктурные проекты в течение 12 лет правления.

Несмотря на поражение Салля, демократическая победа в Сенегале может стать стимулом для ЭКОВАСа, который недавно проявлял несостоятельность. Защита демократии в Сенегале может способствовать соблюдению демократических норм в других частях Западной Африки и возрождению надежд на сохранение демократии во всем регионе, который столкнулся с множеством государственных переворотов и попыток за последние годы.

Хотя ситуация в Сенегале не является идеальным примером действий ЭКОВАС в защите демократии, она подтверждает, что в регионе есть страны, готовые отстаивать основные демократические принципы, которые поддерживает ЭКОВАС, включая неприкосновенность демократических институтов.

Попытка Маки Салла перенести президентские выборы на неопределенный срок в Сенегале не является первым случаем конституционного переворота в Западной Африке, хотя, вероятно, одним из наименее успешных. В Того в 2019 году внесли поправки в конституцию, позволяющие президенту Фору Гнасингбе удержаться у власти еще на два срока. В марте этого года Того приняло новую конституцию, переводящую страну на парламентскую систему и закрепляющую власть семьи Гнасингбе. Новая конституция была представлена ​​перед выборами в законодательные органы, что противоречит Протоколу ЭКОВАС о демократии и эффективном управлении.

Новая конституция Того отменяет всеобщее избирательное право на президентских выборах и устраняет ограничения на срок полномочий, позволяя Гнассингбе сохранить власть на неопределенный срок. Несмотря на манипуляции с законом, направленные на фактическое превращение Гнассингбе в пожизненного монарха Того, реакция ЭКОВАС была почти полностью сдержанной.

Оппозиционные партии в Бенине были фактически исключены из выборов в законодательные органы в 2019 году после принятия строгих законов о избирательном праве и бойкота. На президентских выборах 2021 года несколько ведущих кандидатов были исключены из предвыборной гонки и осуждены на длительные сроки тюремного заключения.

В 2020 году президент Гвинеи Альфа Конде внес поправки в конституцию, обновив ограничения на срок полномочий. Позже он был переизбран на еще один срок на выборах, омраченных насилием и нарушениями. В том же году в Кот-д’Ивуаре президент Аласан Уаттара отказался от плана не баллотироваться на неконституционный третий срок после смерти избранного им преемника. Его выдвижение на третий срок сопровождалось насилием и беспорядками, хотя в конечном итоге он победил на фоне бойкота оппозиции.

Международная и региональная реакция на эти политические махинации и переписывание конституций на протяжении многих лет была минимальной. Переизбрание Конде в 2020 году почти не вызвало реакции со стороны ЭКОВАС, а Уаттара был одобрен каким-то блоком и Западом после начала своего третьего срока. Реальные попытки пресечь злоупотребления демократической властью четко не просматриваются.

Неспособность ЭКОВАС сделать больше, вероятно, частично объясняется его неуклюжим подходом к демократии. Основой блока является Протокол о демократии и эффективном управлении, принятый в 2001 году, который включает механизм реагирования на недемократическую смену власти и требует демократического управления, выборов, нейтралитета судебной власти и беспристрастности сил безопасности в государствах-членах.

Однако, как только лидеры проводят выборы и могут доказать, что они были выбраны президентом посредством урны для голосования – как бы ошибочным ни был этот процесс – строгие положения протокола часто уходят в окно. Таким образом, лидер, который вносит поправку в конституцию или заставляет судебную систему оставаться на своем посту, или даже тот, кто захватывает власть силой, может впоследствии считаться лидером, наделенным демократическим мандатом, если он или она победит на выборах.

Примечательно быстрое изменение подхода блока к лидерам, нарушающим демократические нормы после проведения выборов. Гнассингбе из Того был избран председателем ЭКОВАС в 2017 году, несмотря на то, что он председательствовал в квазиперевороте в 2005 году, который спровоцировал массовые беспорядки и привел к гибели почти 1000 человек. В это время ЭКОВАС действительно ввело санкции против Того, но менее чем через год оно заявило, что выборы, которые позволили Гнассингбе сохранить свою власть, были свободными и справедливыми. И ЭКОВАС хранит оглушительное молчание на фоне недавних протестов по поводу того, что Того теперь стало династией того же лидера.

Такое бездействие перед лицом конституционных переворотов резко контрастирует с немедленным и яростным осуждением ЭКОВАС военных переворотов в Западной Африке в последние годы. В результате переворотов в Буркина-Фасо, Мали, Нигере и Гвинее ЭКОВАС ввело санкции и призвало к введению графика выборов, а блок даже подумывал о военной интервенции в Нигере. Хотя эти действия в основном оказались безрезультатными, по крайней мере ЭКОВАС, похоже, было заинтересовано в том, чтобы что-то противодействовать таким переворотам.

Но задача ЭКОВАС по борьбе с военными переворотами значительно усложнилась из-за его прискорбного бездействия перед лицом конституционных переворотов, которые охватили регион в предыдущие десятилетия. Эта инерция оказала огромное влияние на гражданское население Западной Африки. На фоне десятилетий неудачных выборов, которые не принесли ничего, кроме кровопролития и квазиавторитарного правления, уверенность в том, что демократия позволит населению добиться перемен, уменьшилась, почти по умолчанию создавая тягу к военному правлению.

Данные афробарометра из 36 стран, опрошенных в 2021 и 2022 годах, показывают, что, хотя две трети африканцев предпочитают демократию любой другой форме правления, только 38 процентов респондентов были удовлетворены тем, как демократия функционирует в их стране.

Например, военный переворот в Гвинее в 2021 году был встречен широкими торжествами, хотя он произошел менее чем через год после того, как Конде выиграл неконституционный третий срок. Жители потеряли веру в способность своих институтов защитить их от автократов, поэтому им требовались перемены другими способами.

Конечно, этот проект конституционного переворота, за которым следует военный переворот, произошел не везде. В Буркина-Фасо, Мали и Нигере такого развития событий не произошло.

Однако весьма вероятно, что военное руководство этих стран, как и других стран, отметило отсутствие реакции на ослабление демократической власти в регионе. Неспособность ЭКОВАС сделать многое для предотвращения конституционных переворотов и вопиющих нарушений демократических норм стала сигналом, разнесшимся по всему региону, о том, что демократии необходимо бросить вызов.

Подрывались не только демократические нормы, но и легитимность ЭКОВАС. Лидеры могли ясно видеть, что у блока не будет никакой почвы, на которой можно было бы стоять, если бы он выступил против переворота, который был широко популярен в Буркина-Фасо, Нигере, Мали или Гвинее после того, как он не смог подавить невероятно непопулярные попытки якобы демократически избранных президентов цепляться за власть. пришел к власти в Гвинее, Бенине и Того.

Конечно, ЭКОВАС ввело санкции и выступило против военных переворотов, но оно, как, вероятно, подозревали лидеры переворота, доказало свою неспособность эффективно противостоять любому из этих военных режимов. Попытки убедить правящие хунты Мали, Буркина-Фасо, Гвинеи или Нигера придерживаться переходного графика и провести выборы были в лучшем случае безрезультатными, а зачастую оказывались совершенно неприятными.

Лидеры переворота периодически соглашались на дату выборов только для того, чтобы быстро отступить и предложить жалкие оправдания для этого. Хунта Буркина-Фасо недавно продлила военное правление как минимум еще на пять лет, в то время как Мали, как сообщается, также обсуждает такой шаг, несмотря на то, что ЭКОВАС сняло санкции в начале этого года в ошибочной и явно отчаянной попытке убедить военных лидеров страны вернуться в лоно демократии.

Эти неудачи, вероятно, произошли, по крайней мере частично, потому, что демократические нормы были подорваны и ослаблены бездействием ЭКОВАС задолго до того, как произошла череда военных переворотов. Таким образом, если блок уже был ослаблен апатией к конституционным переворотам 2000-х и 2010-х годов, то он был полностью делегитимизирован чередой военных переворотов 2020-х годов. Все чаще создается впечатление, что у него вообще нет сил противостоять любому нарушению своих правил в регионе.

В августе 2023 года, в последней попытке спасти себя, блок объявил о планах начать вторжение в Нигер, чтобы поддержать там демократию после свержения президента Мохамеда Базума. Но этот план в конечном итоге ни к чему не привел, поскольку Мали и Буркина-Фасо поддержали лидеров переворота в Нигере, а силы интервенции, похоже, не имели особой поддержки в более широком регионе или в самом Нигере.

Словно втирая соль на рану, Мали, Буркина-Фасо и Нигер объявили в начале 2024 года, что они полностью покинут блок, создав вместо этого Альянс государств Сахеля (AES).

К тому времени региональный блок, казалось, подошел к концу пути.

Избрание Фэй в Сенегале может стать спасательным кругом для ЭКОВАС. Его приход к власти и укрепление демократического цикла в стране, хотя и не в отдаленной степени результат помощи ЭКОВАС, вероятно, снова послужат укреплению демократических норм в регионе. Хотя ЭКОВАС, возможно, и не станет сильнее, это могло бы немного облегчить его работу.

Широкая популярность Фая и его желание побудить Мали, Нигер и Буркина-Фасо вновь присоединиться к ЭКОВАС, также повысят его репутацию.

Однако долгосрочное выживание ЭКОВАС будет зависеть от его способности учиться на своих неудачах. Ему придется смириться с тем фактом, что теперь он охватывает регион, где почти треть его членов возглавляют неизбираемые хунты, и по крайней мере каждое пятое государство-член пытается уйти. Но в основном блоку придется признать, что его готовность согласиться на демократические злоупотребления и конституционные перевороты с начала 2010-х годов в значительной степени способствовала тому беспорядку, в котором он сейчас находится.

ЭКОВАС понадобится более одного ярого демократа в Сенегале, чтобы решить столь глубоко укоренившиеся проблемы. Ее способность противостоять Гнассингбе – и, возможно, также Уаттаре, который, похоже, все чаще будет баллотироваться на неконституционный четвертый срок в 2025 году – станет решающим испытанием ее готовности реформировать себя и выполнить свои обязанности в Западной Африке.

Читайте также: ЭКОВАС снимает санкции с Нигера после переворота

# #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!