Foreign Affairs: Какую скрытую игру ведет Россия на Южном Кавказе

17 апреля текущего года, ряд азербайджанских городов пронеслась колонна российских танков и грузовиков, оставляя позади Нагорный Карабах — территорию, ставшую причиной более тридцатилетнего конфликта между Азербайджаном и Арменией. С 2020 года в этом регионе действовали так называемые российские миротворцы, но теперь их базу опустошают. Уход России стал сюрпризом для многих, но еще более сильно подчеркнул изменение власти, начавшееся в сентябре 2023 года. В то время Азербайджан захватил эту территорию, заставив около 100 000 карабахских армян массово покинуть ее, в то время как российские войска оставались бездействующими. Источник: Foreign Affairs

Читайте также: Россия начала выводить военных из Карабаха

Азербайджан, страна с авторитарным режимом на фоне России, превратился в значимого игрока с обширными нефтяными и газовыми ресурсами, сильной армией и выгодными связями как с Россией, так и с Западом.

Тем временем Армения и Грузия также переживают сдвиги в своей политике. После захвата Нагорного Карабаха Армения, традиционный союзник России, переместила свои интересы в сторону Запада. В Грузии правящая партия разрывает тесные связи с Европой и США и кажется, что стремится к авторитарному стилю правления.

Российские мотивы в этой перестройке Южного Кавказа кажутся неоднозначными. Регион, известный как Закавказье, всегда имел стратегическое значение, но его влияние на Россию было менее сильным по сравнению с другими частями бывшего Советского Союза. После распада СССР Россия пыталась сохранить свое влияние, используя местные конфликты, и держала здесь столько войск, насколько это возможно.

Однако в Украине и западные санкции против России изменили ситуацию. России нужны деловые партнеры и торговые маршруты на юге, не подверженные санкциям.

Большая игра Баку

На первый взгляд, односторонний уход России из Нагорного Карабаха этой весной вызвал недоумение. В 2020 году Азербайджан восстановил территориальные потери, понесенные в 1990-х годах, и захватил бы и Нагорный Карабах, если бы Россия в последний момент не ввела так называемые миротворческие силы, призванные защищать местное армянское население. Однако эти миротворцы остались в стороне, когда в сентябре прошлого года Азербайджан вошел в Карабах. Тем не менее, они имели мандат на пребывание в Карабахе до 2025 года. Помимо проецирования российской власти в регионе, они также могли бы способствовать возвращению некоторых армян в Нагорный Карабах.

Конечно, для России 2000 человек и 400 единиц бронетехники, которые были вывезены с этой территории, стали желанным подкреплением в Украине. Но это еще не вся история.

Решив покинуть регион, Россия подарила Азербайджану триумф, позволив азербайджанским военным взять под неограниченный контроль давно оспариваемую территорию. Для большинства армян это стало новым подтверждением того, что Россия отказалась от своих интересов. Почти сразу же наблюдатели предположили, что между Россией и Азербайджаном была заключена какая-то сделка.

Как самая крупная и богатая из трех стран Южного Кавказа, Азербайджан извлек наибольшую выгоду из смещения России. Он является игроком в энергетической политике между Востоком и Западом, поставляя нефть и газ по двум трубопроводам через Грузию и ее близкого союзника Турцию на европейские и международные рынки. Имея общую границу с Ираном, он также служит воротами с севера на юг между Москвой и Ближним Востоком.

Помогает и то, что азербайджанский режим — в отличие от демократического правительства Армении — построен по тем же автократическим лекалам, что и российский. Ильхам Алиев, многолетний президент Азербайджана, имеет еще более глубокие корни в советской номенклатуре, чем Владимир Путин. Алиев и Путин знают, как вести совместный бизнес, и их отношения построены скорее на личных связях и стиле руководства, чем на институциональных связях.

Вывод миротворцев этой весной выглядит как ключевой компонент соглашения между Баку и Москвой. Всего через пять дней после ухода российских миротворцев Алиев отправился в Москву, где обсудил расширение связей между двумя странами.

Для Москвы все это — часть гонки с Западом по созданию новых торговых маршрутов в попытке компенсировать экономический разрыв, вызванный войной в Украине. После его начала западные правительства и компании пытаются модернизировать так называемый «Средний коридор» — маршрут, по которому грузы из западного Китая и Центральной Азии доставляются в Европу через Каспийское море и Южный Кавказ — в обход России. Со своей стороны, Россия пытается расширить свои собственные связи с Ближним Востоком и Индией через Грузию и Азербайджан.

Азербайджан, благодаря своему выгодному географическому положению и внеблоковому статусу, смог сыграть на обеих сторонах. Он является центральной страной в Среднем коридоре. Он наращивает экспорт газа в ЕС после заключения соглашения с Европейской комиссией в 2022 году. Но Баку также имеет идеальные возможности для торговли с российскими экспортерами энергоресурсов. А благодаря растущему статусу Азербайджана как регионального силового посредника, он также может позволить России реализовать свои цели по созданию более прочных связей с Ираном.

Поезда в Тегеран

Ключевой частью амбиций России на Южном Кавказе является восстановление сухопутных транспортных путей в Иран. Наиболее привлекательным является маршрут, который Азербайджан называет Зангезурским коридором — проектируемое автомобильно-железнодорожное сообщение через южную Армению, которое соединит Азербайджан с Нахичеванью, азербайджанским эксклавом, граничащим как с Ираном, так и с Турцией. После открытия этого 27-мильного пути Москва получит прямое железнодорожное сообщение с Тегераном.

По сути, эта ось «север-юг» фактически возродит то, что во время Второй мировой войны было известно как «Персидский коридор» — автомобильный и железнодорожный маршрут, проходящий на север из Ирана через Азербайджан в Россию, по которому поставлялось не менее половины помощи по ленд-лизу, которую США оказывали Советскому Союзу.

Еще в ноябре 2020 года русские думали, что у них есть договоренность об открытии этого маршрута, когда Путин, Алиев и Пашинян подписали трехстороннее соглашение, которое официально остановило конфликт в Нагорном Карабахе и ввело российские миротворческие силы.

Пакт включал положение, призывающее к разблокированию всех экономических и транспортных связей в регионе, и в нем особо упоминался маршрут в Нахичевань через Армению. Более того, в нем также говорилось, что контроль над этим маршрутом будет находиться в руках Федеральной службы безопасности России.

С тех пор коридор остается закрытым, поскольку Армения и Азербайджан не смогли договориться об условиях его эксплуатации. Однако Россия не перестает настаивать, что контроль должны осуществлять ее силы безопасности.

По возвращении из Москвы в апреле Алиев также намекнул на это, заявив международной аудитории, что соглашение 2020 года (все остальные положения которого теперь неактуальны) «должно соблюдаться».

Таким образом, открытие коридора может быть сутью новой сделки между Азербайджаном и Россией: в обмен на то, что Россия выведет войска из Карабаха — шаг, который принес азербайджанскому руководству крупную внутреннюю победу — Азербайджан может согласиться на российский контроль над дорогой через южную Армению.

Если такой план будет реализован, это будет равносильно скоординированному азербайджано-российскому захвату южной границы Армении — кошмарный сон как для Армении, так и для Запада.

Армяне потеряют контроль над стратегически важным пограничным регионом. США и их западные союзники увидят, что Россия сделала большой шаг вперед на пути к созданию желанной сухопутной автомобильно-железнодорожной связи с Ираном.

Армянское отчуждение

Ни одна из бывших союзнических стран не испытала такого резкого перелома в отношениях с Москвой, как Армения. Их долгое историческое партнерство, основанное на общих христианских ценностях, резко изменилось в последние годы. После войны в Нагорном Карабахе в 2020 году, когда Москва продолжала поддерживать армян, напряженность в отношениях только нарастала. Для Еревана захват Нагорного Карабаха Азербайджаном осенью прошлого года при пассивном отношении России стал краеугольным камнем.

Поскольку Кремль не смог выполнить свои обещания по обеспечению безопасности Армении, Пашинян начал активно ориентировать страну на Запад. В Европе уже звучат предложения о возможном вступлении Армении в Евросоюз. После исключения Нагорного Карабаха из уравнения, Пашинян пытается также уменьшить зависимость своей страны от России.

Однако поворот Армении на Запад происходит в сложный момент. Азербайджан, укрепленный победой и поддержкой Турции, не смягчает давления на Армению. В то время как другие крупные региональные державы, такие как Иран, Россия и Турция, осознают растущее вмешательство Запада. У них общая цель — ослабить стратегическое присутствие Запада и укрепить свои позиции в регионе.

Новое напряжение вокруг Армении — это не просто мероприятие для показа. Правительство Пашиняна, вероятно, пришло к выводу, что будущее страны лежит на Западе. Но это решение несет множество краткосрочных рисков. Армения в значительной степени зависит от энергоресурсов и торговли с Россией: Москва поставляет 85% газа, 90% пшеницы и всю необходимую Армении атомную энергию.

Помимо дипломатии, Азербайджан продолжает вести двусторонние переговоры с Арменией, стремясь к мирному соглашению для нормализации отношений. Успешность этих усилий во многом зависит от готовности западных держав, несмотря на свои обязательства перед Украиной, вложить политические и финансовые ресурсы в поддержку урегулирования.

Напомним, премьер-министр Армении Никол Пашинян сделал ряд заявлений, в которых была неприкрытая критика Российской Федерации. Среди прочего,  Пашинян напомнил, что Россия задолжала Армении «крупную сумму» за размещение войск. Армения также начала игнорировать заседания и мероприятия ОДКБ, намекая на бесполезность организации.

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!