Politico: Как Путин захватил разведывательную службу Австрии

Ровно в 8 утра 28 февраля 2018 года командир австрийской полиции Вольфганг Прейслер нажал кнопку вызова в штаб-квартире внутренней разведки своей страны и приложил свое удостоверение личности к камере видеонаблюдения. Источник: Politico

Читайте также: Как ГРУ прячет в России немецкого агента, укравшего миллиарды долларов

Через несколько минут десятки его сотрудников, вооруженных пистолетами «Глок» и таранами, в бронежилетах и масках, прорвались в здание, захватив конфиденциальные данные, хранившиеся на серверах агентства, и секретные документы, лежавшие на столах.

Этот рейд, в ходе которого полиция направила свое внимание на шпионскую службу, известную как BVT, вызвал волну эмоций, которая разрушила репутацию Австрии в разведывательном мире и привела к закрытию агентства.

Спустя более шести лет истинный объем происходящего в тот день начинает проявляться только сейчас. Представители разведки рассказали POLITICO, что новые данные указывают на то, что рейд был частью операции, организованной Москвой, чтобы дискредитировать австрийские шпионские службы и восстановить их с новым руководством, контролируемым Кремлем.

Важную роль в этом играла крайне правая, пророссийская Партия свободы (FPÖ), которая тогда была младшим партнером в правительственной коалиции и сегодня является самой популярной партией в стране.

В прошлом месяце австрийская прокуратура сообщила, что предполагаемые инициаторы рейда были российскими агентами под руководством Яна Марсалека, бывшего главного операционного директора обанкротившейся компании Wirecard, который, по данным властей, работает на российскую военную разведку ГРУ.

Предположение о заговоре под руководством Москвы становится крайне важным по многим причинам. Во-первых, кажется, что план почти удалось. Если бы не «скандал на Ибице» в 2019 году (когда тогдашний лидер ФПО был заснят на видео, предлагая политическое влияние женщине, которую он считал племянницей российского олигарха), возможно, ничто бы не помешало выполнению плана.

Однако, что еще более тревожно, так это то, что человек, ответственный за рейд BVT, бывший министр внутренних дел Герберт Кикл, сейчас возглавляет ФПО и является главным кандидатом на пост канцлера Австрии после выборов, которые состоятся в конце этого года.

Хотя опытные политологи утверждают, что Австрия не станет вассалом России при ФПО, канцлерство Кикла по-прежнему будет играть на руку российскому президенту Владимиру Путину, позволяя Кремлю оказывать большее влияние на страну за кулисами и повторяя его успех в сотрудничестве с другими странами, такими как Венгрия и Сербия.

Родившийся в Вене руководитель официально базировался в офисе Wirecard в Мюнхене, но из своей теневой штаб-квартиры — виллы XIX века в стиле необарокко, которая когда-то принадлежала баварскому принцу — он поддерживал тесные связи со своей родиной и ее политической элитой.

Вилла, расположенная через дорогу от российского консульства, помогла Марсалеку укрепить репутацию серьезного игрока. После встреч там он любил угощать гостей обедом в соседнем Käfer, эксклюзивном мюнхенском ресторане. На одной из таких встреч Марсалек собрал бывшего президента Франции Николя Саркози, бывшего главного советника Ангелы Меркель по безопасности Эриха Вада и Вольфганга Шюсселя, бывшего канцлера Австрии.

К 2015 году связи Марсалека привели к Мартину Вайсу, тогдашнему руководителю оперативного отдела BVT, внутренней разведывательной службы. Точно не известно, когда и где они встретились (Вайс утверждает, что впервые встретил Марсалека в 2015 году на конференции, организованной министерством внутренних дел), но эти отношения оказались судьбоносными для обоих.

Будучи главой «Отдела 2» агентства, его оперативного подразделения, а также крупнейшего и самого важного подразделения, Вайс, возможно, был самым информированным сотрудником разведки в Австрии. Он и еще один высокопоставленный чиновник агентства, Эджисто Отт, в конечном итоге будут обвинены следователями в передаче информации Марсалеку и далее в Москву.

Отт был арестован в Страстную пятницу этого года по подозрению в шпионаже в пользу России по указанию Марсалека. Вайс, бывший босс Отта, остается на свободе в Дубае, куда он сбежал в 2021 году с помощью Марселека. Отт, находящийся в превентивном заключении, отрицает какие-либо правонарушения. С Вайсом не удалось связаться для получения комментариев.

Как и большинство чиновников BVT, Вайс и Отт имели опыт работы в правоохранительных органах. Основная задача BVT, размещенного в министерстве внутренних дел, заключалась в защите конституционных властей Австрии и выявлении террористических угроз (отсюда и его громоздкое название: Федеральное ведомство по защите конституции и борьбе с терроризмом).

Оба мужчины начали свою карьеру в качестве полицейских в форме в 1980-х годах и продвигались по служебной лестнице, каждый из которых присоединился к специальному антитеррористическому подразделению в 1990-х годах, где они и встретились. Оба начинали скромно.

Названный в честь греческого мифологического персонажа Эгисфа (известного интригана), Отт родился в семье итальянки и отца-австрийца. Хотя он пользовался большой любовью среди своих иностранных коллег, которые охотно делились с ним конфиденциальной информацией, он пользовался меньшей популярностью в BVY. Бывшие коллеги описывают его как резкого и «всезнайку».

Между тем Вайса считали проницательным аналитиком, но отстраненной фигурой, движимой его амбициями достичь вершины агентства. Почему он решил сотрудничать с Марсалеком, как утверждают власти, остается загадкой.

Что известно, так это то, что в 2015 году Отт, который подчинялся непосредственно Вайсу, начал делать несанкционированные запросы к полицейским компьютерам, часто придумывая фальшивые номера дел, чтобы скрыть свои следы, по данным австрийских следователей. Обыски обычно касались местонахождения ссыльных россиян, особенно тех, кто впал в немилость Кремля.

Согласно материалам расследования, с которыми ознакомился POLITICO, Вайс получал запросы от Марсалека и передавал их Отту, который отчитывался перед Вайсом. В одном случае, описанном следователями, Отт использовал свою сеть, чтобы выследить офицера российской разведки, который сбежал, распространив свои отпечатки пальцев и заявив, что этот человек подозревается в терроризме. Хотя Отт в конечном итоге обнаружил фальшивую личность бывшего российского агента, этому человеку удалось избежать убийства.

Согласно сообщениям, которыми он обменялся с Вайсом, Отту нужны были деньги. За предоставление информации он за годы работы получил сотни тысяч евро, полагают власти. Отт это отрицает.

В конце 2015 года Вайс ушел на больничный из-за травмы спины. Хотя он не работал более года, в течение которого ему пришлось отказаться от контроля над Секцией 2, поток информации продолжался: по данным властей, Отт делал сотни несанкционированных запросов Марсалеку через Вайса.

Власти утверждают, что в 2017 году, после того как Вайс вернулся в BVT на другой руководящей должности, эти двое взяли на себя более сложную миссию для Марсалека.

Это был деликатный момент в австрийской политике. Страна находилась в середине избирательного сезона, который обещал изменить ее политический ландшафт.

После нескольких лет существования большой коалиции во главе с социал-демократами правоцентристская Народная партия под руководством харизматичного молодого лидера по имени Себастьян Курц получила преимущество на октябрьских выборах. Вероятный партнер Курца по коалиции, крайне правая АПС, стремилась взять под свой контроль министерство внутренних дел, а вместе с ним и BVT.

Для Марсалека смена власти представляла собой шанс углубить влияние России в агентстве. И он знал, на какие кнопки нажимать.

Основанная в 1950-х годах ветеранами СС, АПС всегда глубоко возмущалась политическим истеблишментом. Если Марсалек хотел, чтобы АПС преследовала BVT, то все, что ему нужно было сделать, это убедить руководство партии в том, что глубокое государство стремится их поймать.

Отт и Вайс, у которых были собственные претензии к BVT и ее лидерам, идеально подходили для этой работы. В апреле 2017 года анонимное досье, которое, по мнению следователей, было составлено одним или обоими мужчинами, стало частями попадать в почтовые ящики журналистов и прокуроров. Анонимные авторы обвинили руководство агентства в коррупции в широком масштабе, включая неправильное обращение с секретными данными и нецелевое использование государственных средств для секс-вечеринок и других неортодоксальных занятий.

Досье, наполненное достоверными инсайдерскими подробностями об операциях BVT и именами десятков сотрудников агентства, на первый взгляд казалось заслуживающим доверия, но обвинения не выдерживали никакой критики.

Михаэль Никбахш, один из ведущих австрийских журналистов-расследователей и получатель досье, провел несколько недель, исследуя его, и пришел к отрезвляющему выводу. «Это была чушь», — сказал он. «Все это звучало правдоподобно, но это была смесь фактов и вымысла».

Для Марсалека слово «правдоподобное» было достаточно хорошим. У него было единственное средство для распространения выводов досье: Общество австро-российской дружбы, видным членом которого он был.

Общество дружбы, основанное в конце 1990-х годов для содействия более тесным связям между двумя странами, включало в себя руководителей некоторых крупнейших компаний Австрии, в том числе нефтегазового конгломерата OMV, а также видных юристов, лоббистов, по крайней мере одного Габсбурга и высокопоставленных руководителей. политики из основных партий страны, включая АПС.

Главной мишенью предвыборной кампании Марсалека был лидер парламентской группы АПС Иоганн Гуденус, впечатлительный русофил, близкий к Хайнцу-Кристиану Штрахе, тогдашнему лидеру партии.

Пока шли коалиционные переговоры между Народной партией и АПС, Марсалек засыпал Гуденуса негативной информацией о руководстве BVT, предупредив своего друга, что влиятельные силы в службе безопасности, связанные с партией Курца, пытаются подорвать крайне правую группу. Чтобы сохранить в тайне свои сообщения, Марсалек отправлял сообщения Гуденусу через одного из основателей Общества дружбы Флориана Стерманна.

У Марсалека были веские причины подорвать BVT. Отта, его доверенного источника в агентстве, только что отстранили от работы после того, как ЦРУ сообщило, что он пересылал рабочие электронные письма на свой личный аккаунт. Властям еще не удалось найти явного доказательства, но они приближались.

Время шло, и Марсалек сделал рискованный шаг. В ноябре 2017 года он отправил Гуденусу конфиденциальный номер дела BVT, побудив его заполучить это дело и ложно заявив, что в нем содержится конфиденциальная информация, которую агентство собрало у АПС.

К тому времени, когда АПС взяла под свой контроль министерство внутренних дел в конце 2017 года, руководство партии было убеждено, что BVT активно пытается подорвать его деятельность.

В январе 2018 года Питер Голдгрубер, недавно назначенный чиновник № 2 в министерстве внутренних дел, который подчинялся непосредственно Киклу, сообщил прокурору, который занимался делами о коррупции, что ему было приказано «навести порядок» в министерстве, согласно записям, сделанным прокурором на встрече. Его первая цель: BVT.

Голдгрубер призвал прокурора возбудить дело против руководителей агентства на основе информации, содержащейся в досье Марсалека. Хотя обвинения были расплывчатыми, выступил ключевой свидетель: Мартин Вайс. В конечном итоге прокурор дал согласие на проведение рейда.

Следующей задачей было найти сотрудников полиции для проведения операции. Все элитные подразделения страны были связаны с руководством BVT, а это означало, что существовал большой риск, что агентство узнает о рейде до того, как он произойдет. Гольдгрубер остановил свой выбор на командире Прейслере, местном политическом деятеле АПС, руководившем специальным подразделением по борьбе с уличной преступностью.

Прейслер и его группа прибыли на место и вошли в здание BVT под видом встречи. Пока офицеры искали доказательства, Прейслер нашел дверь в секцию 2 и вошел туда. Он направил своих офицеров в подразделение, которое расследует правый экстремизм, включая организации, имеющие прочные связи с АПС, такие как идентитарное движение.

Офицеры не знали, что искать, поэтому хватали все, что могли найти, от распечатанных документов до серверов и флэш-накопителей. Прейслер и его офицеры направились в подразделение, которое расследует правый экстремизм, включая организации, имеющие прочные связи с АПС, такие как идентитарное движение.

Офицеры не знали, что искать, поэтому хватали все, что могли найти, от распечатанных документов до серверов и флэш-накопителей. Распечатка на столе директора подразделения, вероятно, особенно заинтересовала Прейслера — приглашение на мероприятие, отправленное осужденным австрийским неонацистом Готфридом Кюсселем, среди приглашенных был и Прейслер. (Бывший руководитель подразделения BVT описал пропавший документ во время недавних парламентских слушаний.)

Выстрелов не последовало, но к тому времени, когда в тот вечер группа Прейслера завершила свою работу, настоящая цель операции — BVT — была нейтрализована.

Проблема заключалась в том, что подразделение Прейслера, проводившее большую часть своего времени в преследовании торговцев наркотиками, было плохо подготовлено к поискам, в которых использовалась строго секретная информация.

Среди 40 000 гигабайт данных, изъятых полицией во время рейда BVT, была копия «Банка данных Нептуна», жесткого диска, содержащего многолетнюю сверхсекретную информацию, которой австрийцам поделились другие западные спецслужбы, включая ЦРУ, МИ-5 и Моссад. . (Неясно, удалось ли русским сделать копию диска в хаосе, последовавшем за рейдом.)

Если облако подозрений, вызванное этой акцией, было недостаточно сильным, то конфискация сверхсекретного жесткого диска с информацией от партнерских служб нанесла серьезный ущерб. В братстве глобальной разведки такая неосмотрительность, вне зависимости от обстоятельств, была непростительна. Австрийцы вскоре были отрезаны от своих партнеров.

Марсалек мог наслаждаться своими достижениями. Становление его авторитета происходило на фоне дискредитации агентства и падения его директора, а также перехода Вайса к нему на работу из BVT. Кроме того, австрийский суд отменил отстранение Отта, что лишь укрепило позиции Марсалека.

Несмотря на перевод Отта в другой отдел, он по-прежнему обладал доступом к желаемой Марсалеком информации, и их отношения продолжали быть взаимовыгодными.

События вокруг отравления Скрипалей вызвали интерес со стороны ОЗХО. Российские агенты пытались взломать систему организации, но безуспешно. Отт, получив копию отчета, передал его Марсалеку, и это стало важным моментом.

Марсалек активно работал над реформой разведывательных служб Австрии, стремясь к их реконфигурации под единым руководством. Он даже высказал свои предпочтения по структуре новой службы и предложил кандидата на руководящий пост.

Одновременно Отт занимался созданием новой секретной службы в министерстве иностранных дел, где ему предстояла важная роль. Он уверял своих коллег, что они будут включены в проект, который будет выгоден всем участникам.

Но планы Марсалека на реформу разведывательных служб нашли преграду в виде скандала с видео, опубликованным частным детективом. Этот скандал привел к краху правительства и отстранению АПС от власти, что означало провал операции Марсалека.

К тому времени компания Wirecard также оказалась в серьезных финансовых затруднениях, что добавило проблем Марсалеку.

Читайте также: Süddeutsche Zeitung (Германия): Розыск агента ГРУ оголил проблемы австрийских спецслужб

# # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!