Экс-глава контрразведки Молдовы: Об угрозе силового захвата власти Россией и ситуации в Приднестровье

В условиях военной агрессии против Украины, российские спецслужбы наращивают усилия по дестабилизации Молдовы в целях создания напряжения в регионе и подрыва проевропейского курса страны. О вероятности российского реванша в Молдове, использовании Приднестровья в рамках операций российских спецслужб и угрозе попытки силового захвата власти со стороны РФ в Молдове Guildhall пообщался с экс-главой Службы безопасности и информации Республики Молдова, экс-главой контрразведки Молдовы генералом Александру Баланом.

Александру Балан

Сегодня внимание мирового сообщества и особенно Украины приковано к Молдове, ведь важность стабильности Молдовы и сохранения ее проевропейского курса сложно переоценить. Поэтому будем сегодня с вашей помощью постепенно разбираться в том, что происходит в Молдове и как на эти процессы реагировать нашим двум государствам. Начать же хочу с местных выборов, которые недавно прошли в Молдове. Как вы в целом оцениваете их результаты?

— Результаты выборов могу оценить положительно, несмотря на те цифры которые были озвучены и разные мнения о том, что нынешняя проевропейская власть где-то на каких-то позициях потеряла свой уровень, несмотря на все происходящее, в целом проевропейские силы выиграли, у них есть довольно хороший результат и успех будет (развиваться — ред.) к дальнейшим президентским выборам, которые состояться в этом же году. В следующем году у нас будут парламентские выборы, которые тоже по прогнозам обещают быть позитивными в сторону европейской интеграции.

Вы все же заметили несколько деликатных моментов (локальное ослабление позиций проевропейских сил) в контексте завершившихся местных выборов, которые, как известно, действительно влияют на настроения в обществе и на волеизъявления на последующих выборах, а в следующем году будут парламентские выборы, а в текущем 2024 году президентские выборы. Вот это локальное усиление позиций пророссийских сил, повлияет ли оно как-то на грядущие президентские и парламентские выборы?

— С позиции бывшего заместителя директора Службы информации и безопасности Республики Молдова (молд. Serviciul de Informaţii şi Securitate al Republicii Moldova, SIS) могу с уверенностью сказать, что Молдова всегда являлась и является целью для России и российских спецслужб. Молдова — это одна из тех стран, которые представляют для них (РФ — ред.) большой интерес. Тем более, что в Украине война, происходят такие кризисные, негативные процессы и они естественно влияют и на нашу страну, влияют на весь регион.

России интересна Молдова не только, чтобы повлиять на движение государства в одну или в другую сторону (проевропейскую или пророссийскую — ред.), а также, чтобы усилить свои позиции в отношении вопроса войны, которая происходит в Украине. В данном ключе, естественно, задействованные силы и средства Российской Федерации ни в коем случае не уменьшились, они наоборот – увеличились и это еще больше возгалает ответственность на нашу страну, для спецслужб Республики Молдова, заниматься более усиленно, более активно данными процессами — устанавливать, выявлять и преждевременно пресекать какие-то противоправные действия со стороны российских спецслужб, как в нашей стране, так и с точки зрения использования нашей территории против Украины, против украинской безопасности.

Как вы в целом оцениваете угрозу пророссийского реванша или же, скажем, российского реванша в Молдове?

— Мы не должны забывать естественно про Приднестровье, вы видели, что происходило на этой неделе, были озвучены некоторые декларации так называемых «политиков» Приднестровья. Был заявлено, что они будут выступать за соединение с Российской Федерацией, за усиление связей с российской стороной. Но, мы также увидели и доклад президента Российской Федерации Путина, который даже не обратил внимание на такие декларации.

Естественно, регион Приднестровья — это возможный очаг конфликта не только для Республики Молдовы и Украины, но и для всего региона. Тут абсолютно важно развивать дружественные и серьёзные партнёрские отношение между нашим спецслужбами, как на уровне Молдовы и Украины, так и со спецслужбами Румынии, Евросоюза и Соединённых Штатов Америки. Потому что это очень важно — своевременное получение информации, разработка планов и конкретных мероприятий по противодействию и недопущению развязки конфликта на Днестре. Это проблема, к сожалению, и о ней нужно очень серьёзно заботиться и держать под контролем.

Мы вернёмся к вопросу Приднестровья далее, поскольку он однозначно заслуживает особого внимания в рамках нашего разговора, но перед этим, хотелось бы определится с набором российских инструментов, поскольку действительно нужно вырабатывать эффективные инструменты противодействия. Я хочу вас спросить, какие рычаги влияния России в Молдове вы бы выделили в целом?

— Россия присутствует практически во всех сферах деятельностях Молдовы, начиная от политических партий и заканчивая разными неправительственными организациями. У нас есть очень много экономических агентов с совместным капиталом с Российской Федерацией, нас связывает много разных так называемых культурных мероприятий, в которых они присутствуют.

Самую большую роль в продвижении активных мероприятий спецслужб РФ на территории Республика Молдова играет естественно посольство Российской Федерации. Посольство России в Молдове по численности одно из самых больших в мире по сравнению с другими странами. Даже не смотря на то, что, как вы видели в прошлом году, мы выдворили сорок пять российских дипломатов, всё равно у них присутствует большая численность. С территории российского посольства действует практически вся резидентура российских спецслужб, что в то же время предоставляет возможность для проведения разных мероприятий уже с позиции нашего СИБа.

Но исходя из того, что таких больших возможностей у нашей спецслужбы нет, естественно без помощи украинских, румынских спецслужб, без помощи других стран – партнёров, нам будет труднее, сложнее бороться и противодействовать таким процессам.

Ведь мероприятия разрабатываются и планируются в зависимости от каждой конкретной ситуации. Я хочу вам сказать, что несмотря на намного меньшую численность, в сравнении с Федеральной службой безопасности РФ, у Службы информации и безопасности Молдовы есть довольно хорошие, позитивные результаты.

Вы можете привести несколько примеров?

— Давайте остановлюсь на 2017 году, когда я возглавлял Департамент контрразведки, тогда были самые интересные для меня разработки и операции, которые я проводил.  До этого, с 2014 года мы в принципе усилили и сотрудничество со спецслужбами Украины.

В тот период я увидел активизацию российский спецслужб на территории Молдовы, всё было взаимосвязанно с процессами, происходящими в сепаратистском регионе, в Приднестровье. Я увидел, что регион используется как плацдарм для создания агентурных сетей (Россией — ред.) в целях работы как против Украины, так и против Молдовы и стран Евросоюза.

В 2014 году начался конфликт на Донбассе (агрессия РФ против Украины — ред.) и мы видели очень большой поток (передвижения через территорию Молдовы- ред.). Как вы знаете, ни для кого не секрет, канал для въезда-выезда иностранных граждан во всех спецслужбах, он держится под контролем. Но чтобы люди не подумали лишнего — мы наблюдаем не за всеми иностранными гражданами, только за теми лицами, которые попадают под надзор спецслужб. Так, в 2014 году мы увидели большой наплыв российских граждан, молодого поколения, спортивного телосложения, в некоторых случаях, вы удивитесь, но в военных камуфляжах, все они проходили через наши пункты пропуска, через границы Молдовы. Они конечно не останавливались на территории контролируемой конституционным полем Республики Молдова, а передвигались дальше в Приднестровье. Я не исключаю тот факт, и были такие случаи, продвигались они дальше и доходили до Донбасса.

Не раскрывая больших скобок, мы тогда совместно с украинскими спецслужбами создали систему противодействия такому большому наплыву российского контингента через нашу территорию. Через такую систему мы видели и практически контролировали весь этот российский военный контингент. Чтобы вы понимали вот с 2014 и примерно до 2016 года мы смогли уменьшить на 30-40% присутствие российского военного контингента в Приднестровье. Их официальная численность официально это 2 500 русских военных, которые служат в Приднестровье, но на данном этапе это около 2000. То есть тогда мы практически вот эту цифру с 2 500 снизили на 40%. Это только благодаря общим усилиям, которые мы проводили вместе с украинскими спецслужбами, это реально давало нам конкретные результаты. Многих мы прямо на границе выдворяли, а большинство из них мы, естественно, могу об этом сказать, вербовали и используем до сих пор в наших и в ваших интересах. Это пускай они задумываются и принимают решения (в РФ — ред.).

С 2014 года и до нынешнего времени этот механизм работает, мы видим практически все и всех, мы заставили российскую сторону тогда перейти на официальное информирование нашего государства. До этого они даже не информировали, кто едет и кто возвращается, эту ротацию в Приднестровье, они проводили сами по себе, ни с кем не согласовывали. Мы видели тогда большую проблему в этом, потому вот это одна из некоторых операций, которая дала и дает конкретные результаты до сих пор. Мне радостно что нынешние руководство, коллеги, службы дальше действуют и сотрудничают в данном вопросе.

Приятно слышать что сотрудничество с украинской стороной дает свои плоды. Безусловно, сложно переоценить работу по российскому контингенту в Приднестровье, мы также к этому вернёмся, но перед этим — вы упомянули об экономическом присутствие России в Молдове. Сегодня фокус внимания европейских экспертов часто сосредоточен на информационной составляющей российского гибридного влияния в Молдове, хотя экономическую и финансовую нужно держать в фокусе и анализировать, отслеживать как приоритетную. Можете ли вы привезти несколько примеров российского экономического влияния в Молдове? Возможно, были какие-то шаги по противодействию или вы хотели бы такие шаги увидеть?

— Смотрите, у нас до сих пор действует по всей территории одна из самых больших сетей заправок «Лукойл», всем известно чья это сеть и как она себя ведет. Со стороны простого гражданина «Лукойл» — это заправка для обеспечения автомобилей топливом, со стороны спецслужбы — мы видим большой объём информации, которая может накапливаться в данной структуре, существуют реальные риски утечки такой информации в сторону Российской Федерации.

Второе — данное предприятие легко может использоваться в интересах российских спецслужб в целях спонсорства некоторых незаконных активных мероприятий, которые они проводят на нашей территории. Вчера общался с некоторыми из своих друзей и мы пришли к такому выводу, — а почему бы Украине не включиться более активно и серьёзно заняться вот данным вопросом. К примеру, в  Украине действует много предприятий таких как WOG, OKKO, Socar. Пожалуйста — у нас поле открыто для вхождения на наш рынок, вы представляете услуги, а мы тем самым мы сможем постепенно переходить на украинское поле и избавится от возможных рисков, таких вот как на примере данной ситуации.

Я могу озвучить и другой пример — у нас действует очень много российских предприятий, даже с военным назначением. К примеру, есть предприятие «Топаз», с российским капиталом, оно до сих пор действует на нашей территории. В октябре в Молдове был большой скандал с этим предприятием — прямо под носом, к сожалению, спецслужб, в том числе Службы безопасности и информации Молдовы, это предприятие было перепродано между российскими так называемыми субъектами, олигархами. Это предприятие в 2021 году продало на сумму больше 16 млн. долларов технику в России. То есть до начала войны в Украине они занимались производством больших объемов радиодеталей военного назначения, то есть это всё происходило в Кишинёве, это предприятие находится у нас и это предприятие – продали.

Одна из проблем с которой сталкивается наша служба, которую я бы хотел озвучить, это конечно же реформирование СИБ. Служба должна в обязательном порядке реформироваться не только на уровне руководящего состава, поменялся председатель, директор службы и все. Служба реформируется, мы интегрируемся в Евросоюзы, нужно обратить внимание на ядро, непосредственно на исполнителей, коллег, офицеров, которые работают в спецслужбе. Потому что СИБ – это в принципе главный цензор всех кризисных ситуаций в стране, она не должна работать ка пожарная служба, а как спецслужба и предоставлять информацию преждевременно.

Вот этот вот случай с предприятием «Топаз» ещё раз доказывает что где-то спецслужба не выполнила свою работу и, анализируя ситуацию, я с удивлением понял, что Департамент экономической безопасности в Службе информации и безопасности до сих пор возглавляет бывший выпускник академии ФСБ, который 5 лет учился в ФСБ. Сейчас он представляет  себя как ярый и активный сторонник евроинтеграции. Но есть и нюансы. Все европейские страны прошли через люстрацию, ее можно узаконить, можно провести ее негласно. Но по крайней мере в центральном аппарате, в территориальных управлениях службы должна быть чистка. Не надо их на улицу выбрасывать, но в самые важные департаменты и управления Службы информации и безопасности их нельзя допускать, какими бы они не были, друзей в спецслужбах не бывает.

Я официально обратился по данному вопросу и организовал пару пресс-конференций. Я все время наблюдаю, и высказываю своё мнение и забочусь о том, чтобы до политиков дошло то, что реально нужно провести доскональную реформу службы, так чтобы её перевести на уровень спецслужб Европейского Союза.

Ну я так понимаю, что вопрос среднего звена СИБа, вопрос исполнителей и отсутствия реформирования на этих уровнях, он тянется не первый год. Да, безусловно, есть тут и аспект необходимости осознания потребности этой реформы, но всё же вот я хочу углубиться в данный вопрос. Вы можете выделить какие-то причины, почему эта реформа не состоялась, почему она не запущена?

— В первую очередь из-за политических изменений, из-за политической нестабильности, то есть все сверху исходит. За последние годы поменялось несколько правительств, мы переходили в разные руки политических сторон. К сожалению, политические руководители партий, они не осознают роли и важности спецслужб. Лично мое мнение, что спецслужбы не должны ни в коем случае быть привязаны к политическим партиям, это только усложняет ситуацию, из спецслужб создают политический инструмент, так называемую «политическую полицию». Это одна из основ, которая мешает нормальной работе спецслужб на нашей территории.

И другой момент, каждый новый руководитель, приходя в качестве директора Службы информации и безопасности, он не разбирается. Тем более он как нынешней директор службы, он пришёл из сектора неправительственной организации, то есть он никогда не был привязан к деятельности Службы информации и безопасности. Так вот, даже несмотря на то, что он специалист, он хороший аналитик, может прогнозировать, у него есть хороший авторитет у нынешней власти, у Майи Санду, в принципе он от партии ПАС, но это не он создал под себя (команду сотрудников — ред.), а ему подставили, подстроили команду из заместителей. У нас два заместителя Службы информации и безопасности, и эти два заместителя выходцы из Службы информации и безопасности, и они создали свою команду, платформу на базе которой они действуют. На руководящие должности поставили тех же самых людей, которые работали, к примеру и при Додоне или еще раньше.

Кто это сделал, кто поставил этих людей?

— Я думаю что здесь те же самые вот российские спецслужбы не спали и не дремлют, и провели комбинацию через свою агентуру влияния и смогли реализовать. Даже если эти люди не на связи у российских спецслужб, то им создали такую комбинацию и платформу, чтобы данная команда пришла и исходя из их деятельности создавали еще больше проблем в деятельности спецслужбы.

Это одна из причин которые я всё время пытаюсь объяснить нынешней власти в Молдове, если мы хотим усовершенствовать нашу службу и достичь хороших результатов, вы должны более серьёзно относиться к реформе службы, по-другому мы не сможем развиваться и двигаться вперёд.

Мы обсуждаем вопрос реформирования спецслужбы в контексте гибридных угроз, которые исходят от Российской Федерации, поэтому, безусловно, необходимость такого реформирования лежит как говорят «на столе». Касательно самих угроз, вот мы видели за последние несколько лет ряд раскрытых попыток  российских спецслужб, в частности Главного управления Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, более известного как ГРУ, попыток силовых переворотов в европейских государствах. В 2016 году — в Болгарии, в 2017 году — в Черногории. Касательно Молдовы, как вы оцениваете угрозу попытки силового захвата власти со стороны РФ в вашем государстве?

— Да, ГРУ — это одна из самых активных спецслужб на нашей территории и, в принципе, их легко увидеть, легко задокументировать и поймать на разных мероприятиях. К примеру, в 2017 — 2018 годах, когда я еще возглавлял службу, мы их всё время документировали их на контактах с их агентурой и всегда подставляли им двойную, тройную агентуру. Мы понимали и хотели увидеть их действия на нашей территории, хотели понять взаимосвязи непосредственно. Они очень активны на территории Приднестровья, это чтобы вы понимали их плацдарм для встреч с агентурой, как со стороны Украины, так и со стороны конституционного поля Республики Молдова. Но всё равно мы их ловили и в столице и в других регионах страны.

Если вы помните, в 2017 году мы выдворили пятерых офицеров ГРУ, которые действовали под дипломатическим прикрытием РФ в Кишинёве. С чем это было связано, к чему такая открытая война? Тогда, исходя из собранных материалов и на основании тех действий, которые они проводили, мы чётко видели, что они целеустремленно двигаются к развязке войны в Приднестровье. Это, чтобы вы понимали 2017 год, они уже тогда более активно обсуждали этот вопрос, чтобы разжечь очаг военного конфликта на Днестре. Опять же, исходя из тогдашнего политического решения, исходя из сил и средств нашей службы, потому, что мы практически должны были отбрасывать другие резидентуры спецслужб Российской Федерации и заниматься только данными процессами, мы тогда приняли решение о выдворение данных дипломатов и на этом поставить крест.

У них, чтобы вы понимали очень развита радиоразведка на территории. То есть в прошлом году, если вы обратили внимание, у нас было несколько материалов в прессе о том что вот молдавские спецслужбы выдворили сорок пять дипломатов Российской Федерации, которые занимались антеннами на крыше посольства. С чем это связанно, как антенны могут повлиять, что стоит за этим и антеннами? Я секретов не могу больших раскрыть, но они действительно очень и очень активно используют данный канал на приём и передачу добытой информации, для получения целевых указаний по работе по нашему государству, вашему государству, других странах Евросоюза. Практически, такие процессы невозможно улавливать, потому что используется технология связанная с приёмом-передачей спутниковой информации, то есть довольно хорошо это у них развито. Этот процесс, опять же хочу акцентировать внимание, что без серьёзного партнёрства с вами и европейскими странами, этот вопрос не решить.

Мы сейчас вернёмся к угрозе силового захвата власти, но перед этим, — известная информация о том, что основной спонсор Майи Санду, действующего проевропейского президента Молдовы, предоставляет интернет-услуги для Приднестровья. Как это объяснить?

— Вот в принципе один из примеров гибридной войны Российской Федерации на нашей территории. Хуже того, в данном предприятии, не будем называть его название, чтобы не делать рекламу, до сих пор в качестве советника по безопасности работает бывший заместитель председатель Службы информации и безопасности Валентин Дедю. То есть он до сих пор находится в структуре данного предприятия, считает себя приближенным к нынешнему президенту Майе Санду и очень приближенным к нынешнему заместителю Службы информации и безопасности по оперативной работе Серджиу Друцэ. Как Дедю так и Друцэ ранее работали представителями службы в посольстве Республики Молдова в Киеве и для меня очень странно, что вот данные офицеры, зная абсолютно хорошо ситуацию в Украине, тем более с войной в Украине, проводят такую операцию. Я полагаю, что они конечно могут там провести какую-то, скажем операцию (в интересах Молдовы — ред.), связанную с предоставлением интернета для последующей добычи какой-то информации, для обеспечения безопасности Республики Молдова, но это маловероятно.

Ну да, это (интернет-коммуникации) просто в две стороны работает.

— Абсолютно верно. Кстати, в 2014 году мы проводили с СБУ довольно простую, но хорошую операцию. Мы передавали тогда информацию СБУ о том, что этот же провайдер Internest.com передает вам через оптоволоконную связь интернет, а финансируете это соответственно и поддерживайте. И тогда мы в принципе за пару дней решили этот вопрос. Получилось как анекдот, я говорю тогда, вот как вы приостановили прием интернета с Приднестровья на территорию Украины? Мне тогда руководитель СБУ выслал фотографии с обычным трактором который просто перерыл канал и разрубил трассу оптоволоконного канала на территории Украины. Говорит, все, мы проблему решили, мы больше не будем финансировать территорию Приднестровья. А вот с нашей стороны, к сожалению, есть вот такая ситуация.

Как бы вы решали этот вопрос в Молдове?

— Очень просто, если вы поддерживаете Майю Санду и партию ПАС, то завтра же отключайте. И обязывайте Приднестровье, чтобы подключались к законным операторам Республики Молдова, а не как-то через поля, через разные шахты, поддерживать сепаратистский регион.

Вернемся к вопросу об угрозе силового захвата власти. Если такая попытка будет предпринята, мы должны быть готовы, обсуждаем разные сценарии. Насколько по вашим оценкам молдавские силовики готовы противодействовать такой попытке и видите ли вы на данном этапе на достаточном уровне сотрудничество в том числе с украинскими спецслужбами по противодействию такой попытке?

— Отойду немного в историю. В 2009 году, как вы помните, у нас была кризисная ситуация в центре Кишинева, когда насильственным путем был свергнут президент Республики Молдова, коммунист Владимир Воронин. Как это всё происходило? Естественно не без участия российских спецслужб. Мы задокументировали с точностью, что они были у нас в стране и активно действовали. В 2008–2009 годах у нас очень развивались движения проевропейских и прорумынских сил. Из-за второго мандата Коммунистической партии в нашей стране все больше и больше молодежи и проевропейских партий высказывались против коммунистов и против их деятельности в Молдове. И дошли до пика, 7 апреля 2009 года, на майдане, на центральной площади в Молдове практически вышел весь народ. В большинстве своем это были студенты, молодёжь, которая высказывалась против выборов, которые состоялись на которых опять же выиграла партия коммунистов.

Лозунг (протестующих — ред.) был тогда – «фальсификация выборов». Это были абсолютно проевропейские, прорумынские, прогосударственные силы в нашей стране, то есть там сотни тысяч людей были в центре, вышедшие против партии коммунистов. И что сделала Российская Федерация, российские спецслужбы под руководством всеми знаемого Суркова? Они отправил группу политтехнологов, «борцов за Европу», за европейские ценности, которые спровоцировали всю эту протестующую массу. Они были зачинщиками того процесса, начались драки с полицейскими и всё шло до того что сожгли и парламент и президентское здание в нашей стране. Все движения были за проевропейские партии, но это их логика, России это не важно (какая идеология — ред.), их цель для таких мероприятий — создавать хаос, дестабилизацию для реализации своих незаконных действий.

Вот эти активности при участии Суркова, установили ли вы какая из российских спецслужб стояла за этим?

— Вы знаете, в Российской Федерации действуют не только спецслужбы в классической форме, как мы понимаем, у них задействована и Администрация Президента. И с позиции Администрации Президента Российской Федерации есть управление которое непосредственно занимается от Балтийских стран до Республики Молдова, включая даже Беларусь.

Насколько сегодня Молдова по вашим оценкам готова противодействовать попытке такого силового захвата власти?

— Молдова готова, мы имеем и силы, и средства. Единственная задача — реформирование спецслужб, как Службы информации и безопасности, так и Министерства внутренних дел, и Министерства обороны. То есть везде нужно очищать структуры от недоброжелательных, так называемых офицеров, которые в любой момент могут перейти (к другим формам работы — ред.) от так называемых «спящих ячеек». От них нужно избавляться и это просьба к нынешнему президенту Республики Молдова – Майе Санду, к нынешнему председателю парламента Гросу и к премьеру Речану. У вас должны быть четкое понятие от том, что происходит в государственных силовых структурах, не только от ваших подчиненных, то есть я имею в виду председателей и заместителей, у вас должны быть четкое понимание полученное изнутри данных структур, чтобы вы понимали кто вас защищает и как вы должны реализовать те задачи, которые вы ставите перед собой для реализации интеграционных процессов в Евросоюз.

Важной составляющей любой попытки переворота является общественная поддержка таких действий на том или на ином уровне. Как вы оцениваете сегодня уровень пророссийских настроений в обществе в Молдове? И второй вопрос, какие инструменты вы считаете необходимо задействовать дополнительно для противодействия российскому информационному влиянию в Молдове и противодействия российским операциям по дезинформированию?

— Я ещё в 2017 году непосредственно участвовал в заседании парламента Молдовы и продвигал закон о стратегии информационной безопасности. Ещё в 2017 году я озвучивал термины, говорил о рисках дезинформации на нашей территории, о проведении разных информационных активных мероприятий. Но тогда в парламенте разные депутаты задавали вопросы и говорили – «что вы здесь разжигаете не понятно что».

Похожая ситуация была и в Украине.

— И слава Богу тот пакет законов тогда был проголосован и эти законы действуют до сих пор. Летом прошлого года были приняты дополнительные пакеты законов, которые дали больше возможностей Службе информации и безопасности по противодействию иностранным спецслужбам, в первую очередь, российским спецслужбам на территории Республики Молдова.

С политической стороны, абсолютная поддержка, ясная деятельность ощутима и видна. С другой стороны, проблема которую мы обсуждали ранее, это естественно реформирование (спецслужб — ред.), должны дойти до ядра данных структур. Будут разговаривать и планировать какие-то серьёзные мероприятия, они будут проводиться, они будут реализоваться, но о них будут знать заранее и потому они не приведут к успеху. Вот в этих контекстах я вижу необходиомсть больших усилий со стороны руководящей власти.

Касаемо Приднестровья — это тема номер один в последние дни. 28 февраля, состоялось так называемое «заседание», так называемых «депутатов» Приднестровья, по итогам которого было принято решение обратиться к нескольким европейским институциям и в том числе к Российской Федерации. Как они это назвали по поводу «Защиты Приднестровья от давления Молдовы». После этого последовало разогревающее заявления господина Чорбы, известного политика, базируемого в Приднестровье, с просьбой о включении Приднестровья в состав Российской Федерации. Чей замысел разыгрывается в данном процессе и какие цели этого замысла вы видите?

— В данной ситуации я вижу в первую очередь конфликт на уровне политиков Приднестровья. Мы не должны забывать, что тот же самый Чорба был «закрыт» на год или два в Приднестровье нынешней властью так называемого «президента» Красносельского. То есть он входит в оппозиционную составляющую политической ветви в Приднестровье. Пойдя дальше 29 числа, мы видели выступление Владимира Путина и он ни одного слова не озвучил об этой ситуации, что доказывает что внутри Приднестровья есть процессы, которые естественно не должны быть отставлены в сторону как со стороны Республики Молдовы, так и со стороны Украины, которые не действуют пользу наших интересов в решении Приднестровского конфликта.

У нас не было предпосылок, я видел выступление председателя комиссии по безопасности Лилиана Карпа Республики Молдова, он получает информацию из Службы информации и безопасности о том, что там может развиваться какой-то дальнейший план по дестабилизации ситуации. Я видел испуганное лицо Вадима Красносельского, после вот данного заявления и видео так называемого «Министра иностранных дел» Приднестровья Игнатьева с разными задачами для посольства Румынии, посольства Великобритании, Соединённых Штатах, то есть они действительно испугались, действительно поняли что, что может дойти до кризисной ситуации.

Ведь россияне, как мы знаем, они часто не не даже не создают повод для проведения собственных активных мероприятий, они используют существующую проблему. Вот, возможно, не самый удачный пример, польско-украинская история с зерном. Да, есть какая-то проблема, но ее используют, раздувают и проводят под этим предлогом уже свои мероприятия. Если все же в Приднестровье, независимо от природы тех процессов, которые мы увидели 28–29 февраля, россияне попытаются использовать эту ситуацию и какой-то процесс начнётся в том или ином виде. Как должна реагировать Молдова, к примеру, на попытку присоединения Приднестровья к Российской Федерации? И поскольку мы говорим сегодня о сотрудничестве молдавских украинских спецслужб, где мы можем быть полезны друг другу при реагировании на такую гипотетическую ситуацию?

— Вы уже полезны потому, что вы полностью закрыли границу с Приднестровьем. То есть вы нам такое решение дали, что за несколько дней мы полностью перекрыли передвижение, у них больше нет никаких вариантов передвигаться в сторону Украины с приднестровскими документами, тем более с нашей стороны.

Они могут только выезжать – въезжать на территорию Республики Молдова с молдавскими паспортами, или другими паспортами Евросоюза, или Российской Федерации, даже есть и такие случаи. То есть паспортизация российскими документами на территории Приднестровья происходит и действует до сих пор. Мы не должны забывать, что на территории Приднестровья много и этнических украинцев, больше шестидесяти тысяч граждан Приднестровья с украинскими паспортами.

То есть, в принципе, вопрос с Приднестровьем решён, перспективы какого-нибудь присоединения, в нынешнем контексте с войной в Украине, у них никакой перспективы нет. Если даже захотят, Россия довольно хорошо понимает, что это будет некое заключение контракта о каких-то привязках к Российской Федерацией. То есть только мирным путём.

У нас есть довольно хороший пример с Гагаузией, мы гагаузскому народу дали автономию. Хотите автономию, пожалуйста — культурную, историческую, не вопрос, традиции сохраняйте. Но речь о каком-нибудь административном и территориальном разъединении даже не обсуждайте.

В Гагаузии тоже происходят аналогичные с Приднестровьем процессы, мы слишим об угрозе проведения аналогичного съезда и в Гагаузии.

— Происходят. Опять, возвращаясь к будущим выборам, естественно пророссийские партии будут использовать гагаузов, болгар, русскоязычных на нашей территории. Весь приднестровский регион он абсолютно пророссийский, то есть эти силы и средства будут использоваться, как в качестве электората, так и для расшатывания разных демонстраций или протестов на территории Республики Молдова.

Как в целом, как вы видите решение проблемы Приднестровья?

— В тесном сотрудничестве с украинскими спецслужбами. К сожалению, я за последние два года замечаю уменьшение такого теплого и серьёзного сотрудничества, как было при моём периоде, когда я возглавлял Службу информации и безопасности.

Учения даже раньше совместные проводились, сейчас я так понимаю их нет?

— Ну вот к примеру, те же самые антитеррористические учения. Мы проводили их ежегодно, как с украинскими спецслужбами, так и со спецслужбами Румынии. Может политики недопонимают и не видят, но тот случай, который произошел у нас тридцатого июня 2023 года — мы видели, как в аэропорту сторонник террористической организации ИГИЛ, к сожалению, на смерть, застрелил двух сотрудников аэропорта Кишинева. Этот террорист два часа бродил по аэропорту Кишинёва и никто ничем не мог заниматься. Это еще раз доказывает, что есть большие упущения со стороны руководства Службы информации и безопасности.

Эти учения, они должны были наращиваться, чтобы создать единый центр противодействия данным угрозам, то есть создавать единый информационный центр, где бы соединились все те специальные подразделения не только Службы информации и безопасности, но и полиции, армии, карабинеров. У нас их несколько в стране, чтобы они действовали под одной системой, под одним руководством, с одним и тем же планом. Такого нет, там был разнобой, неразбериха. Служба не хотела брать на себя полномочия, хотя есть закон, который их обязывает, они должны ответить за то упущение, почему они не создали сразу командный штаб, чтобы разобраться с той ситуацией. Они могли бы сохранить жизни офицеров.

Вы видите сотрудничество украинских и молдавских спецслужб, как часть инструментария по решения вопроса Приднестровья?

— Абсолютно, даже исходя из того, что на территории Приднестровья проживает шестьдесят тысяч украинцев.

Вот немножко подробнее, какие шаги могли быть сделаны в текущей ситуации, для решения вопроса?

— Я тут снова не хочу отходить от вопроса реформирования СИБ, в первую очередь должна создаваться система работы. Если они не знают (действующее руководство СИБ — ред.), пускай открывают файлы, которые были при моём руководстве, как мы обменивались онлайн информацией с украинскими спецслужбами.  То есть у нас не было формальной бюрократической системы сотрудничества. Всё происходило в режиме онлайн 24 часа и теперь, как я понимаю, дошло опять до того, что сотрудник службы, который находится сейчас в посольстве Молдовы в Киеве, получает шифрованные телеграммы, с этой телеграммой бегает по ГУР и СБУ, передает службам информацию, ждет месяц ответа на данную информацию.

Мы не должны забывать, что не так уж и давно, в прошлом году, к сожалению, был случай, когда СИБ занималась украинскими дипломатами в Кишинёве. То есть их рассматривали как потенциальных врагов. То есть, проблема не политическая, потому что я увидел высказывания господина Шевченка с Кишинёва по данному вопросу, было выступления и офиса Президента Украины, которые даже не обратили внимание. То есть правильно высказывались наши политики, как со стороны Молдовы, так и со стороны Украины. А если реально посмотреть на ситуацию, эта ситуация была создана или целенаправленно в интересах российских спецслужб или в интересах российских спецслужб также через своих людей, через агентуру влияния на территорию Республики Молдова.

Такого не должно быть. Чтобы вы понимали, чтобы задокументировать, чтобы разрабатывать, как мы называем в лексиконе – любого дипломата, это нужны и силы, и средства, и время, это большие экономические затраты. К чему всё это, что это доказывает? Тем более что летом, первого июня, у нас же был саммит европейских государств, во главе с нашим президентом был и непосредственно господин Зеленский. В то же время служба, со стороны контрразведки Молдовы проводит активные мероприятия против разведчиков из Украины, которые действуют официально на территории Молдовы. Вот эту сеть нужно обязательно разорвать.

Я знаю, что европейские партнёры, депутаты Европейского парламента, представители институтов Европейского союза, активно вовлечены в поиск этого решения по Приднестровью. Вот ваше видение, пути этого решения, и то, что предлагают европейские партнёры, видите ли вы это как взаимодополняющие элементы и можно ли говорить о выработке какого-то практического плана?

— В первую очередь, мы конечно же должны не должны забывать о Колбасне —  там находится более двадцати тысяч тонн боеприпасов, которые с развалом Советского Союза были вывезены из социалистических стран Восточной Европы и были законсервированы в Колбасне. Это очень-очень большой арсенал и он опасен. По некоторой информации из пяти патронов – один может выстрелить. То есть, они не годные, в целом вывезти данное количество боеприпасов практически тоже не реально, невозможно, опасно. Так и для если вывезти через Республику Молдова, через Евросоюз, так и через Украину тем более, даже не обсуждается этот вопрос. Должен разрабатываться чёткий план по утилизации, то есть создавать на месте специальное оборудование, для утилизации данных боеприпасов.

Второе, нужно разобраться с российским контингентом, который до сих пор находиться на территории Приднестровья. Российская сторона говорит, что они очень нужны для обеспечения мира там, ну хорошо, но нам не нужны военные и наше правительство, много раз на этот счет высказывалось. Мы хотим обменять на гражданский контингент с Европейского союза, пускай они будут посредниками процесса урегулирования в Приднестровье.

Если так смотреть step by step (пошагово — ред.), там процессы уже двигаются в сторону соединения обеих берегов Республики Молдова. С того момента, как вы закрыли границу со стороны Украины, практически все граждане Приднестровья начали себе делать молдавские паспорта и не только паспорта, а и водительские права, дипломы ВУЗов. То есть, они потихонечку уже переходят в наше конституционное поле.

Далее, вот вы видели с первого числа, с первого января, их обязывают платить налоги в бюджет Республики Молдова. С 1992 года, после конфликта в Приднестровье, у нас была договорённость не обязывать их платить налоги в наш бюджет, они платили налоги только в их бюджет. Та же самая декларация 28 числа, они потихоньку переходят и с экономической стороны в наше конституционное поле. Пожалуйста, открываются большие возможности для вхождения инвесторов с Украины в Приднестровье.

Звучит как составляющие плана.

— Абсолютно реально, можно вот мирными шагами дойти до реинтеграции в нашей стране.

Александру, завершающую часть нашей беседы хотел бы посвятить молдавско – украинским отношениям, нашему сотрудничеству. Ведь один из выводов таких, который напрашивается, исходя даже из того, что вы говорите — мы едены на пути нашей европейской интеграции, и едены на пути противодействия, в данном случае российским гибридным угрозам, да и угрозе исходящей от РФ в целом. В то же время на пути эффективного совместного этого движения евроинтеграционного, любые какие-то недопонимания или вопросы, которые есть, они должны быть решены. Какие такие вопросы между Молдовой и Украиной вы сегодня видите, которые вы хотели бы видеть решенными?

— Давайте я вам расскажу о том, что у меня выскочило в голову — санаторий «Молдова». Я вижу этот вопрос как один из приятных, хороших элементов для совместной реализации — открыть данный санаторий с общими инвестициям, как со стороны Украины, так со стороны Молдовы. Сделать так, чтобы это стало неким местом для визитов со стороны наших стран, чтобы могли восстанавливать здоровье граждане Украины и Молдовы. Этот вопрос уже длится десятки лет, к сожалению, опять же, из-за политической нестабильности, из-за разных, как уже говорили, деструктивных элементов, которые присутствуют, как в вашей стране, так и в нашей стране, создаются такие не хорошие ситуации. То есть это был бы один из элементов, который снова таки открыл бы карту визитов наших политиков.

Маркетинговый кейс был бы хороший.

— Абсолютно, и название есть привлекательное, что мы всегда были, есть и будем рядом с вами, в нашем общем деле.

Отдельный вопрос которые нас интересует, это трасса Одесса – Ренни, а именно транзитная её часть, которая проходить через территорию Молдовы, являющаяся собственностью Украины, так. Какова ваша оценка ситуации в целом?

— Это была хорошая идея, мы в принципе решили существующую несколько лет назад другую проблему, связанную с вашим передвижением и с нашим выходом к морю. Благодаря вот этой трассе, мы уже обменяли её на кусок 400 метров на Дунае украинской границы, и благодаря вашей открыти для Республики Молдова открылся порт, есть возможность выхода к Чёрному морю, то, чего у нас не было. То есть это одной из положительных и позитивных решений вопроса связанные между Республикой Молдовой и Украиной.

Днестровский комплексный гидроузел и нерешённость вопроса прохождения границы в районе водосливной гребли, какое ваше видение?

— Это тоже один из вопросов, который я думаю можно легко решать на политической арене. Опять же, у нас есть такая же ситуация с Румынией. Знаете, как действует электростанция? Нас же разделяет с Украиной – Днестр, с Румынией река Прут. Один день, вот эта электрическая станция производит электричество для Румынии, второй то же самое передает электричество в сторону молдавской стороны, в принципе вопрос решили. Разделили на два, я думаю здесь то же самое. Политическая воля должна быть с стороны обеих сторон.

Александру, наше совестное движение в ЕС, ведь это рамочный  процесс, как мы можем его использовать в целом для усиления двусторонних взаимоотношений, взаимопомощи?

— Тесное сотрудничество должно быть на всех уровнях и должна быть одна и та же идея в действиях и планах. В первую очередь Министерство иностранных дел Украины и Министерство иностранных дел Республики Молдова. То есть наши кейсы они должны быть одинаковы и они должны двигаться по одному курсу, раздельно мы не достигнем хороших результатов, и не получим скорейшего вступления наших стран в Евросоюз.

Александру, спасибо за весьма содержательный и интересный разговор!

— Спасибо вам! Желаю здоровья Молдове, Украине и нашему совместному будущему!

Ведущий — Тарас Мокляк. Специально для Guildhall.

# # # # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!