Foreign Affairs: Китай развил сеть почти из 15 миллионов информаторов

За последние два десятилетия китайские лидеры создали высокотехнологичную систему наблюдения, казалось бы, чрезвычайно сложной. Программное обеспечение для распознавания лиц, интернет-мониторинг и вездесущие видеокамеры создают впечатление, что правящая Коммунистическая партия Китая (КПК) наконец осуществила мечту диктатора о создании государства наблюдения, подобного тому, которое представлял себе Джордж Оруэлл в «1984 году». Источник: Foreign Affairs

Читайте также: Власти Китая использовали камеры Hikvision для шпионажа за уйгурами

Высокотехнологичная сеть наблюдения теперь охватывает всю страну, и эффективность этой системы была полностью продемонстрирована в ноябре 2022 года, когда общенациональные протесты против карантина в Китае, связанного с Covid-19, шокировали партию. Хотя протестующие старались скрыть свои лица масками и шляпами, полиция использовала данные о местоположении мобильных телефонов, чтобы выследить их. Последовали массовые аресты.

Государство наблюдения в Пекине – это не только технологический подвиг. Он также опирается на весьма трудоемкую организацию. За последние восемь десятилетий КПК создала обширную сеть из миллионов информаторов и шпионов, чья зачастую неоплачиваемая работа имела решающее значение для выживания режима. Именно эти мужчины и женщины, а не камеры или искусственный интеллект, позволили Пекину подавить инакомыслие. Без сети такого размера система не могла бы функционировать. Это означает, что, несмотря на все усилия партии, китайский аппарат безопасности невозможно экспортировать.

Система государственной безопасности КПК хорошо сработала для Китая. Но поскольку страна сталкивается с беспрецедентными экономическими трудностями, аппарат станет объектом нового давления и напряжения. Партийному государству, возможно, будет труднее не только сохранять свою технологическую мертвую хватку, но и полагаться на участие гражданских информаторов, которые действуют как источник жизненной силы его режима наблюдения.

В Китае есть два основных агентства внутренней безопасности. Есть Министерство государственной безопасности, которое отвечает за внешний шпионаж и внутреннюю контрразведку. Он не шпионит за гражданами Китая, за исключением случаев, когда их подозревают в связях с иностранцами. Подразделение по охране политической безопасности Министерства общественной безопасности отвечает за внутреннее наблюдение. В состав MPS входят специализированные подразделения, а также передовые полицейские. Между МСС и МПС существует четкое разделение труда, и они набирают информаторов отдельно. Пекин не публикует обновленную информацию о МСС, хотя десять лет назад он сообщил, что общее количество полицейских в форме составляет около двух миллионов. Сегодня он, вероятно, будет умеренно выше из-за большего бюджета на внутреннюю безопасность.

Создание аппарата наблюдения является сложной задачей для авторитарного режима. Поколения китайских лидеров находили хрупкий баланс между тем, чтобы сделать тайную полицию достаточно мощной, чтобы выполнять свою работу, но не настолько мощной, чтобы она угрожала самому режиму. Хотя китайские лидеры преуспели в этой задаче, созданный в результате аппарат безопасности обошёлся недешево. В 2022 году Пекин потратил 1,44 триллиона юаней (около 202 миллиардов долларов) на внутреннюю безопасность — категорию расходов, охватывающую регулярную полицию, МГБ, Народную вооруженную полицию, суды, прокуратуру и тюрьмы — что примерно эквивалентно его общим расходам на оборону. . Эта цифра, вероятно, увеличится по мере того, как Пекин будет расширять, модернизировать и поддерживать свои программы распознавания лиц Skynet и Sharp Eyes. Ни то, ни другое не является дешевым: когда в 2016 году был запущен Sharp Eyes, Пекин потратил 300 миллиардов юаней только на оборудование и установку.

Чтобы не создавать соперника своей власти, КПК распределяет задачи наблюдения между различными подразделениями сил безопасности и другими субъектами, связанными с государством. Такая организационная структура имеет два явных преимущества. Это предотвращает формирование мощной тайной полиции, которая может контролировать восходящий поток информации и стать угрозой для партии. И это позволяет партии получать выгоду от участия государственных предприятий, университетов и других организаций, передающих информацию правительству, без увеличения размера тайной полиции. Эта модель требует тесной координации, поэтому КПК поддерживает политико-правовой комитет, который несет общую ответственность за внутреннюю безопасность на всех уровнях государства. Партия также контролирует систему наблюдения, размещая чиновников КПК в каждом подразделении безопасности и устанавливая пятилетний срок пребывания в должности высших руководителей службы безопасности, включая министров МСС и МОБ. В бывшем Советском Союзе и Восточной Германии таких ограничений не существовало; неудивительно, что руководители тайной полиции в этих режимах накопили огромную власть.

Ограничения финансирования уже давно ограничивают способность КПК содержать крупные силы внутренней безопасности, не говоря уже об элитной, хорошо оплачиваемой и хорошо оснащенной сети тайной полиции. Поучительно сравнение с восточногерманской Штази. До падения Берлинской стены в 1989 году Штази была крупнейшей тайной полицией в мире в относительном выражении: на каждые 165 граждан Восточной Германии приходилось один офицер. Кроме того, у Штази было 189 000 информаторов (примерно 1,1 процента населения). Число офицеров политической безопасности Китая, ответственных за внутреннее наблюдение, засекречено. Но данные, которые я собрал в небольшом количестве населенных пунктов и которые, вероятно, были раскрыты по ошибке, предполагают, что их всего от 60 000 до 100 000, а это означает, что на каждые 14 000 или около того китайских граждан приходится не более одного офицера.

Как следствие, КПК должна полагаться на свое организационное присутствие в государственных социальных и экономических институтах, а также в местных сообществах, чтобы вербовать большое количество информаторов. Эти граждане могут шпионить за своими коллегами или соседями, а поскольку их участие обеспечивается принуждением или соблазнением, их содержание не требует больших затрат. Данные, раскрытые 30 местными органами власти, показывают, что от 0,73 до 1,1 процента населения Китая — возможно, до 15 миллионов человек — служат информаторами. Помимо этого, регулярная полиция и тайная полиция поддерживают отдельные сети оплачиваемых шпионов и бесплатных информаторов, точные цифры которых засекречены. Число информаторов в сообществах и на рабочих местах варьируется в зависимости от потребностей и усмотрения местных властей. В некоторых университетах, например, в каждом классе есть информатор, который раз в две недели или месяц предоставляет отчет куратору, который обычно является партийным функционером. Информация или разведывательные данные, полученные информаторами, включают обновленную информацию о деятельности членов запрещенных культов и подпольных религиозных групп, а также о реакции общества на крупную политику правительства или политические события.

Анализ информации, полученной информаторами из небольшой выборки юрисдикций, показывает, что только около 40 процентов информаторов активны. Тем не менее, осознание того, что сокурсники, коллеги и соседи могут быть шпионами, скорее всего, удержит обычных людей от участия в деятельности или выступлениях, которые могут навлечь на них неприятности.

Китайские системы наблюдения, которые были созданы задолго до появления передовых технологий наблюдения, начинались как трудоемкие системы и остаются ими до сих пор . Наиболее распространенной тактикой MSS и MPS остается то, что партия называет «контролем позиций на поле боя» или наблюдением за важными общественными объектами (аэропортами, железнодорожными вокзалами и отелями) и социальными учреждениями (в частности, университетами и тибетскими буддийскими монастырями) на предмет действий, представляющих угрозу. общественной безопасности и безопасности режима. Как правило, контроль позиций на поле боя включает в себя частые личные проверки соблюдения требований со стороны полиции на передовой, чтобы гарантировать, что сотрудники этих общественных мест ведут учет и сообщают о личности своих клиентов и транзакциях. Например, киберполиция часто проверяет интернет-кафе, чтобы убедиться, что владельцы записывают удостоверения личности своих клиентов. Местные данные показывают, что около 40 процентов «сотрудников специальной разведки», завербованных полицией, выполняют боевые обязанности. Технологии , такие как цифровая информационная система и видеокамеры, играют в этом дополнительную, но в значительной степени второстепенную роль.

Еще одна эффективная тактика наблюдения — запугивание и наблюдение за людьми, которых КПК классифицирует как «ключевых лиц» или КИ. Это члены запрещенных культов и религиозных групп, петиционеры, протестующие, люди с психическими заболеваниями и потребители наркотиков. Полиция проводит операции по «стуку в дверь», чтобы проверить физическое местонахождение ИК, запугать их и предостеречь от участия в нежелательной деятельности. Другой метод состоит в том, чтобы сформировать команду из пяти человек (обычно это участковый полицейский, чиновник районного комитета, представитель работодателя жертвы, член семьи жертвы и информатор, находящийся в физической близости от цели), чтобы держать близкое наблюдение. Следите за потенциальными нарушителями спокойствия, особенно за постоянными петиционерами, которые могут устроить протесты или поехать в Пекин, чтобы поставить в неловкое положение местные власти.

Эти две тактики очень трудоемки, как и две китайские программы массовой слежки. Один находится в ведении полиции, а другой – местных властей. Данные из десятков местных юрисдикций показывают, что одна полицейская программа контролирует от 3,4 до 5,0 миллионов человек, в основном бывших заключенных и подозреваемых в уголовных преступлениях, а другая отслеживает где-то от 3,9 до 7,7 миллионов человек. Хотя разбивка этой целевой группы населения недоступна, похоже, что многие из тех, кто находится под наблюдением, рассматриваются как потенциальные протестующие. В частности, они кажутся бывшими солдатами Народно-освободительной армии, постоянными петиционерами, членами этнических меньшинств или приверженцами групп, которые КПК считает культами.

Передовые технологии значительно улучшили возможности штата по отслеживанию лиц, занесенных в черный список. MPS ведет оцифрованную национальную базу данных КИ, к которой имеют доступ местные полицейские органы, а это означает, что этих людей отслеживают как физически, так и электронно. Когда КИ путешествует, система, собирающая информацию с мобильного телефона, может активировать автоматические оповещения. Интернет-деятельность лиц, называемых «интернет-КИ», тщательно отслеживается киберполицией Китая, опять же благодаря передовым, но нераскрытым техническим средствам.

Несмотря на причудливые технические инструменты, именно организационные возможности ленинистского партийного государства Китая позволяют его надзору функционировать с непревзойденной эффективностью. Таким образом, эту модель невозможно экспортировать в менее организованные автократии с неглубоким влиянием на их общества и экономику. Такие страны могут импортировать китайское оборудование. Но они не могут импортировать пекинскую систему, а это означает, что они вряд ли разработают эквивалентные возможности наблюдения.

Государство наблюдения в Китае, возможно, помогло предотвратить появление организованной оппозиции КПК в эпоху после Тяньаньмэнь, но политическая стабильность также была продуктом в целом высокого уровня экономического роста страны. Китайское государство наблюдения остается непроверенным в менее благоприятной экономической среде. Но такая среда складывается: пузырь на рынке недвижимости лопнул, оказав давление на бюджеты местных органов власти, которые раньше полагались на доходы от продажи земли для финансирования своей деятельности, и примерно каждый пятый молодой человек теперь является безработным. Из-за этих экономических проблем Пекину будет сложнее справляться с растущими расходами на обслуживание и модернизацию своего высокотехнологичного оборудования наблюдения. Это может стать особой проблемой для проектов Skynet и Sharp Eyes, которые финансируются обремененными долгами местными органами власти и поэтому, вероятно, столкнутся с растущими проблемами в предстоящие неурожайные годы.

Последствия затянувшегося экономического кризиса, вероятно, создадут три проблемы для трудоемкого аппарата наблюдения в Китае. Во-первых, безработица, падение доходов и сокращение возможностей будут усиливать социальное недовольство, увеличивая нагрузку на службы безопасности, поскольку все больше людей занимаются деятельностью, которую партия считает угрожающей. Во-вторых, растущее недовольство может затруднить вербовку новых информаторов. В-третьих, если доходы стагнируют, информаторы могут потребовать большей компенсации, что повысит стоимость сбора разведывательной информации.

Пошатнувшееся государство наблюдения предоставит китайским лидерам несколько вариантов действий. Пекин может решить лучше относиться к своим гражданам в надежде, что это ограничит протесты. Альтернативно, лидеры страны могут требовать меньшего внимания к аппарату безопасности, который в настоящее время нацелен на многих людей, которые представляют небольшую или вообще не представляют никакой реальной угрозы правлению партии. Однако наиболее вероятным исходом будет то, что, когда мягкие репрессии путем слежки потерпят неудачу, партия начнет использовать жесткие репрессии. Государство слежки, таким образом, может быть заменено чем-то гораздо худшим.

Напомним, Департамент юстиции США обвинил 40 работников полиции Китая в преследовании политических активистов, выступающих против Си Цзиньпина, и вербовке граждан США для шпионажа. По информации ведомства, КНР создала репрессивную сеть, которая преследует инакомыслящих не только в Соединенных Штатах Америки, но и по миру.

# # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!