АСЕАН столкнулась с рядом вызовов на фоне войны в Мьянме

Нарастающая напряженность в Южно-Китайском море между Китаем и несколькими странами Юго-Восточной Азии теперь регулярно вызывает прямую конфронтацию. Борьба в Мьянме против военного правительства, захватившего власть три года назад, достигла такой степени, что, по мнению большинства, сейчас в стране идет гражданская война. Источник: APNews

Читайте также: Foreign Affairs: Мьянме угрожает распад

Были большие надежды на то, что Индонезия сможет добиться значительных успехов в обоих вопросах во время своего председательства в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии в 2023 году, используя свое влияние как крупнейшая страна блока, но прогресса было достигнуто мало. Теперь Лаос, беднейшая и одна из самых маленьких стран блока, взял на себя вращающееся кресло.

В то время как министры иностранных дел собираются в Луангпрабанге на первые в этом году встречи на высшем уровне в эти выходные, многие пессимистично настроены по поводу того, что АСЕАН сможет удержать свои самые большие проблемы от разложения и роста.

«Когда Индонезия начала свое президентство, было очень много ожиданий, и некоторые из этих ожиданий не оправдались», — сказал Шафиах Мухибат, эксперт Центра стратегических и международных исследований в Индонезии.

«Поэтому, поскольку Индонезия переходит в Лаос, я думаю, что ожидания относительно того, что Лаос на самом деле может сделать, довольно низкие».

После того как военные захватили контроль над Мьянмой в феврале 2021 года у демократически избранного правительства Аун Сан Су Чжи, АСЕАН, в которую входят Индонезия, Таиланд, Сингапур, Филиппины, Вьетнам, Малайзия, Мьянма, Камбоджа, Бруней и Лаос, выступила с инициативой План мира «Пятипунктовый консенсус».

Военное руководство Мьянмы до сих пор игнорировало этот план. В то же время нарастает гуманитарный кризис: по данным Организации Объединенных Наций, более 2,6 миллиона человек были вынуждены покинуть свои дома из-за эскалации насилия.

Индонезия, несмотря на то, что объявила о более чем 180 «взаимодействиях» с заинтересованными сторонами в Мьянме, не смогла добиться прорыва.

План АСЕАН предусматривает немедленное прекращение насилия, диалог между всеми заинтересованными сторонами, посредничество специального посланника АСЕАН, предоставление гуманитарной помощи по каналам АСЕАН и визит специального посланника в Мьянму для встречи со всеми заинтересованными сторонами.

«На самом деле у АСЕАН очень мало рычагов воздействия на Мьянму; Мьянму вообще не волнует АСЕАН», — сказал Мухаммад Файзал из Института обороны и стратегических исследований Школы международных исследований имени С. Раджаратнама в Сингапуре. «Им плевать на консенсус из пяти пунктов».

Во время своего председательства в АСЕАН Индонезия учредила официальный офис специального посланника, увеличив ресурсы для этой должности, а ветеран лаосского дипломата , взявший на себя эту роль, уже побывал в Мьянме и встретился с главой правящего военного совета и другими высокопоставленными чиновниками. . Чтобы обеспечить преемственность в отношениях с Мьянмой, Индонезия также создала механизм «тройки», в состав которого входят бывший, нынешний и следующий председатель АСЕАН — в настоящее время Индонезия, Лаос и Малайзия.

Тройка будет обеспечивать «потенциал и поддержку» Лаосу в течение года ее председательства, а это означает, что стране не придется действовать в одиночку, сказал Питер Хеймонд, бывший посол США в Лаосе с 2020 по 2023 год, который сейчас работает в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Тихоокеанский центр исследований безопасности на Гавайях.

«АСЕАН действительно имеет вес только в том случае, если она способна выступать как одна группа… поэтому эта тройка формируется специально партнерами АСЕАН при согласии Лаоса», — сказал он в ноябре в подкасте Радио Юго-Восточной Азии Центра стратегических и международных исследований.

Тем не менее, вполне вероятно, что Лаос будет подходить к ситуации в Мьянме со своей собственной точки зрения как первая страна АСЕАН после военного переворота, разделившая границу со страной, сказал Файзал.

«Они хотят поддерживать трансграничное сотрудничество в области безопасности с хунтой Мьянмы и думают, что, вероятно, в их интересах обеспечить, чтобы хунта оставалась властью в Мьянме. Хотя на самом деле это может быть не так», — сказал он в телефонном интервью.

В настоящее время вооруженные силы Мьянмы теряют позиции из-за согласованного наступления, начатого в октябре тремя мощными ополченцами, к которым с тех пор присоединились еще несколько по всей стране.

Считается, что Китай, по крайней мере, молчаливо поддерживает первоначальную группу, известную как Альянс трех братств, что частично объясняется растущим раздражением Пекина по поводу процветающей торговли наркотиками и другой преступности на границе с Мьянмой. Он также имеет сильное влияние на военное руководство страны.

Коммунистический Лаос является одной из стран АСЕАН, имеющей самые тесные связи с Пекином, поэтому будет интересно посмотреть, попытается ли он заручиться поддержкой Китая в разрешении конфликта в Мьянме, сказал Файзал.

«Совершенно очевидно, что и хунта, и другие группировки пытаются заручиться поддержкой или благосклонностью Китая», — сказал Файзал.

Пекин утверждает, что не будет вмешиваться во внутренние дела других государств, поэтому неясно, захочет ли он взять на себя более значительную роль в попытках положить конец конфликту в Мьянме, даже если это будет приемлемо для других членов АСЕАН.

Многие из них вовлечены в морские споры с Китаем из-за его претензий на суверенитет практически над всем Южно-Китайским морем , одним из наиболее важных водных путей в мире для судоходства.

Филиппины, Вьетнам, Малайзия, Тайвань и Бруней имеют свои собственные претензии на острова, рифы и подводные ресурсы региона. Индонезия также выразила обеспокоенность по поводу того, что она считает посягательством Пекина на ее исключительную экономическую зону в водах.

В 2012 году Китай и АСЕАН согласились принять декларацию о поведении в Южно-Китайском море, стремясь «укрепить благоприятные условия для мирного и прочного решения разногласий и споров», но в последнее время признаков доброй воли было мало.

В прошлом году между Пекином и Манилой обострился десятилетний территориальный спор, вызвавший опасения, что он может перерасти в крупный конфликт, в котором могут быть задействованы Соединенные Штаты, давний договорный союзник Филиппин.

Корабли китайской береговой охраны и сопровождающие суда использовали лазеры и водометы военного уровня против филиппинских судов береговой охраны и снабжения, а также проводили опасные маневры вблизи спорных отмелей, что побудило Филиппины подать большое количество дипломатических протестов против Китая.

В декабре Китай пообещал продолжать военное давление на Филиппины, а филиппинские чиновники все больше недовольны тем, что они считают отсутствием поддержки со стороны других стран АСЕАН.

По словам Файзала, ситуация вряд ли изменится под руководством Лаоса, не имеющего выхода к морю, особенно с учетом его связей с Пекином.

Во время своего прошлого председательства в 2016 году Лаосу удалось найти баланс между всеми сторонами, придя к компромиссу, который чиновники позже охарактеризовали как делающий всех одинаково недовольными.

Однако Лаос с населением в 7,4 миллиона человек с тех пор становится все более зависимым от своего гигантского соседа на севере, отметил Файзал, имея огромные долги перед китайскими государственными банками за многочисленные инфраструктурные проекты, включая строительство новой высокоскоростной железнодорожной линии через Лаос.

«Они окажутся под сильным давлением со стороны Китая, потому что они, по сути, зависят от Китая во всем», — сказал он. «Я считаю, что они, вероятно, просто попытаются сохранить статус-кво — не делая больше, а просто сохраняя то, что есть сейчас».

Читайте также: Россия организовала реэкспорт оружия из Мьянмы — СМИ

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!